Трилайф был самым большим порталом о триалоне, с которого началась история массового любительского триатлона в стране. Сейчас мы собрали лучшие статьи, которые актуальны по сей день, чтобы вы смогли начать заниматься триатлоном или узнали больше о данном направлении.

Спасибо
  • Отчеты
  • 01 июля 2017

Вредные советы: как айронменить не дорого и без изнурительных тренировок

     Считается, что преодоление «железной» дистанции сопряжено с огромными финансовыми затратами, интенсивными изнуряющими тренировками, а сама дистанция даётся трудно и на пределе физических возможностей. Хочу заверить новичков: «всё не так плохо!» и дать «вредные» советы – как пройти дистанцию в удовольствие, не дорого и не слишком много тренируясь.      Статус IRONMAN в общественном сознании достаточно высок и это понятно почему. В нашей стране, да и не только у нас, и марафонцев-то не так много в процентах от общего населения, а «железных» людей меньше на порядок или на два. По усилиям, которые требуются для прохождения этой дистанции, IRONMAN можно сравнить со 110 - 120 км беговой нагрузки (это по моим личным ощущениям). Соответственно, для этого организм нужно вывести на определённый уровень выносливости и общей подготовки. Плавание и велоспорт – достаточно техничные виды спорта, да и правильный бег требует хорошей техники, т.е. всё это предполагает, что нужно много и упорно тренироваться, желательно, с квалифицированным тренером и не с одним: в идеале 3 тренера – для каждого этапа свой. Нужно правильно разложить силы на дистанции, рассчитать питание и водно-солевой обмен в зависимости от погоды и на разных этапах, натренировать смену экипировки в транзитке. В общем, это задача из уровня «многомерных» шахмат по сравнению с преодолением «асфальтового» марафона (на уровне шашек).      Помимо беговых кроссовок атлету нужно много чего из довольно дорогого оборудования и экипировки: велосипед, гидрокостюм, шлем, очки (вело и для плавания), велотуфли… «Правильный» IRONMAN – это достаточно дорогая регистрация, затраты на перелёт, проживание, нужен чехол для вела (купить или арендовать), питание и т.д. Велосипед требует обслуживания, и чем он дороже, тем стоимость Т.О. выше и делать его нужно чаще – более дорогой велосипед более лёгкий, а снижение веса деталей часто идёт за счёт снижения их надёжности и ускорения их износа, значит, их нужно чаще менять и они более нежные в обслуживании.      Для многих новичков задача может показаться невыполнимой: и денег нужно вложить не мало, и сил, и времени… Где же это всё взять?      На самом деле, задача не такая уж и не выполнимая, если к ней правильно подойти.      Начнём с затрат, т.к. для многих это может быть серьёзным препятствием. Читал отчёты на Trilife с описанием стоимости участия в IRONMAN, включая подготовку. Суммы начинаются от 500 – 600 тыс.руб…      Вам доехать или «с шашечками»? Начнём со стоимости регистрации: на настоящий IRONMAN регистрация стоит более 500 евро. За эти деньги можно купить себе недорогой шоссейник с алюминиевой рамой (MTB не подойдёт, т.к. тупо не получится уложиться в лимит на велоэтапе). Да, он будет весить 10 кг, а не 6 или хотя бы 8, да, при прочих равных вы проиграете соперникам на крутых велосипедах, затратите больше сил на велоэтап… А вот тут возникает вопрос: для чего нужна «железная» дистанция? Вариантов может быть много, обычно соревнования нужны чтобы соревноваться – понять своё место в рэнкинге спортсменов. Но с учётом высокой технологичности «железной» дистанции оборудование имеет большое значение. Всё равно тот, у кого круче вел, имеет больше шансов на победу при прочих равных. А если нет планов войти в топ лист в протоколе, то айрон нужен для здоровья и развития выносливости. И на «плохом» велосипеде вы потратите больше калорий, что принесёт вам лично больше здоровья за меньшие деньги. Да и Т.О. «дешманского» велосипеда будет стоить намного дешевле, и его нужно будет делать реже, т.е. меньше морочиться.https://www.trilife.ru/upload/main/5c7/5c7ba10528f2d665552c9c9d3113efbd.jpg      С велосипедом разобрались. Гидрик – у меня обрезанный (без рукавов и нижней части ног), куплен на распродаже осенью тысячи за 2,5 – 3 рублей. Снимать легче, удобен на свимране (swimrun), не нужно покупать 2 гидрокостюма (и хранить их), для железки подходит. 3.8 км можно и без гидрика, но бывает прохладная вода, да и плавучесть в гидрике лучше, так что оптимум.      Трисьют – нужен или нет? Я не вижу для себя большой необходимости. На спринте – однозначно нужен, не нужно тратить время на переодевание в транзитках. На железке +/- 2 минуты роли не играют. Да и бежать 42 км в костюме с пемперсом не очень приятно, а без памперса будет плохо ехать на веле 180 км - копчик будет отбит. Я плыву в синтетических трусах под гидриком, потом одеваю на них велотрусы с пемперсом, а на бег одеваю обычные шорты. Трачу на переодевание на несколько секунд больше, чем если бы был в трисьюте.      Затраты на соревнования в рамках подготовки к «железной дистанции»… Я бы не стал их включать в перечень затрат. Что-то мы делаем просто для своего здоровья, в том числе, участвуем в соревнованиях, которые позволяют максимально мобилизоваться, в отличие от тренировок. Мы же не вычитаем из затрат на спорт гипотетическую стоимость лечения и стоимость таблеток, которые мы могли бы покупать и принимать, если бы заболели по причине отсутствия нормальной физической нагрузки. Вообще, наше здоровье бесценно!      Тренировки… Для прохождения «железной» дистанции нужно, в первую очередь, иметь выносливость на достаточном уровне. Конечно, техничность плавания и велоэтапа очень важны, но если задача уложиться в лимит и просто получить хорошую нагрузку стоИт на первом месте, нужна выносливость, выражаемая в уровне МПК (VOmax), которая накапливается за определённый период, для кого-то год или больше, в зависимости от исходного уровня. Выносливость можно наработать с помощью бега. Сначала короткие дистанции: 5 – 10 км, потом полумарафоны, марафоны, ультра… В общем, если уже 2 – 3 раза пробежали по 100 км из 11 часов – норм, можно замахиваться на самого «Вильяма Шекспира», т.е. – на «железку». Это я очень коротко рассказал, но смысл в этом – наличие беговой выносливости позволит уверенно пройти классическую триатлонную дистанцию. По крайней мере, так было у меня. Сколько у вас займёт времени выйти на уровень ультра-бегуна? Зависит от вас, от вашего текущего уровня, дорога может быть долгой, но не сильно затратной по времени и по деньгам. Можно в ютюб найти ролики о технике бега, почитать книги, пойти на бесплатные тренировки в какой-нибудь клуб или найти себе тренера по бегу, взять у него несколько занятий. Этот путь может вывести вас через некоторое время на уровень "железки", а в процессе можно тренировать триатлонные спринты и олимпийки.      Конечно, только выносливость и способность пробежать 100 – 110 км – это ещё не всё, нужно немного натренировать плавание.      Плавательный этап должен «отлетать от зубов» - это must have. Техника плавания, если она уж очень корявая, потребует занятий с тренером, или если вы не умеете плавать вообще. Здесь всё индивидуально. Но дальше – тупой набор объёмов в бассейне: 1 км, потом 2, и, наконец, 3 – 3,5 км из 2-х часов – всё вы полностью готовы для «железки»!      В позапрошлом году я прошёл «железную» дистанцию в Минске, стоимость регистрации у ассоциации триатлона Белоруссии (www.tri.by) была около 50 евро. 50 а не 500! Да, было 6 кругов в воде с выходом на берег, 12 кругов на веле на обочине шоссе с двигающимся транспортом рядом… Из затрат – стоимость бензина от Москвы до Минска и обратно, аренда квартиры в Минске ($20 в сутки), 1 штраф за превышение скорости, питание – но это можно отнести в счёт затрат на туризм. Копейки. При том, что еды на трассе, заботы волонтёров было достаточно, организовано было чётко, красивая медаль, майка, которую я до сих пор ношу. Почему-то больше они не делали «полный», ни в прошлом году, ни в этом. https://www.trilife.ru/upload/main/680/680212867d61f1e595f239263e125ee6.jpg      «Железная» дистанция в Зарайске от Алексея Ческидова (Титан) стоит дороже, около 7 тыс.руб., водный этап 2 круга в реке Осётр, велосипедный этап с перекрытием дорог для транспорта, организовано идеально. Допзатраты: бензин до Зарайска, проживание в гостинице, но если есть желание экономить – можно разместиться в общежитии или в палаточном городке.      Я читаю статьи и комментарии в Трилайф, споры о том, что «IRONMAN не настоящий!» ведутся давно. Конечно, IRONMAN – это брэнд, но по уровню организации Титан, я уверен, на уровне, а по соотношению цена/качество – вообще не имеет равных. Я за импортозамещение!       Ну и в заключение: IRONMAN, что брэндовый, что нет - не слишком крутая нагрузка, гордиться, особенно не чем. По сравнению даже с суточным бегом, например, достаточно себе средняя. Есть в мире и двойные "железки", Владимир Волошин, например, недавно за четыре дня преодолел пять дистанций "железного" триатлона, максимально в Америке есть 10-кратный IRONMAN. Но если вам он так нужен, да не вопрос, сделаете, все ограничения в нашей голове, не стоит эту дистанцию считать чем-то сверх естественным.      В качестве предупреждения: мои «вредные» советы подходят не всем, тренируйтесь «правильно», никого не слушайте! Если есть необходимые средства, амбиции и желание - регистрируйтесь на настоящий IRONMAN. https://www.trilife.ru/upload/main/6d5/6d530373a766f987218f4f83dc198071.jpg       Всем спасибо и до встречи на стартах!     Видео с «вредными» советами: https://youtu.be/PW-qzaXUgnI       Видео с "железной дистанции" Титан в Зарайске: https://youtu.be/H30m4KaGK_A