- Отчеты
- 25 сентября 2014
SEB 17. Tartu Rattamaraton. Как сбываются мечты и немного больше !
2 дня пытался сюда фото вставить, видимо,не судьба, поэтому, фотографии здесь : http://vk.com/cuberussiateam?w=wall-72681801_193%2Fall и здесь : https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1536787583205225&id=1536433283240655
Этот марафон манил меня ещё 5 лет назад, 2 года я был близок к тому, чтобы поехать, но всё время что-то не давало осуществиться планам, я наблюдал, как ребята из России сотнями посещают сие мероприятие, иногда показывая очень неплохие результаты. Марафон проводится каждый год в сентябре и пролегает не повторяющимся маршрутом, стартуя в Отепя и финиширую в Эльве. Состоит на 70% из гравийных и грунтовых просёлочных дорог с умеренным градиентом, полевых и лесных дорог с более сложным рельефом. На данный момент набор высоты на дистанции составляет 1000 метров, а максимальная скорость составляет более 70км/ч на некоторых участках. Свою историю марафон начинает с 1998 года, когда его длина составляла 63 км и количество участников на основной дистанции составляло 831 участник. На протяжении 17 лет длина марафона менялась сначала на 87, а потом на 89 км, именно такую дистанцию предстоит преодолеть сейчас. Количество участников тоже росло и в этом году оно перевалило за 3000 . За всё время проведения 3 лучших результата среди россиян показали Иван Селедков (3 место),Александр Ломакин (41 место) и Юрий Федюнин (65 место).
На этом предисловие заканчивается и начинается сам путь к мечте, да, когда так давно вынашиваешь желание, оно становится мечтой и, в этот момент самое главное, не затягивать и осуществить её, а то позже наступит состояние, которое принято именовать, как «перегорел». Зная наперёд, что добрую половину дистанции придётся вваливать со средней скоростью более 30км/ч , я делал силовую работу на слабом рельефе. Огромным вкладом было участие на двух длинных дистанциях в триатлоне, где аналогичная работа проводилась на 90 и 100 км, правда, на триатлоном велосипеде, но, в одно лицо (без группы). За неделю до старта сделал крайние тренировки, перестал бегать и неделю просто катался в своё удовольствие – если силы есть, уже не расплескаешь ). Ещё одной преградой была заявка, схема такая, что стартовый номер ты получаешь в соответствии с занятым местом в предыдущих стартах в течении 2 лет, а у меня, как вы понимаете….. дырка от бублика ! Можно оформить лицензию за 100 евро и гордо встать в первую сотню, но, это не наши методы, зря я что ли мучался в той же местности на Трисмайле(читайте в предыдущих отчётах). Регистрируюсь более, чем за месяц, оплачиваю и пишу письмо с вопросом, могу ли я на что-то рассчитывать с такими результатами. Приплёл сюда ещё и лыжный классический марафон из их серии, на котором я уже стартовал с позиции 2500-3000 и выбрался на 300-е место. Сижу и жду, отправил на эстонском, английском и русском языках ещё раз, молчат, ЭСТОНЦЫ !) А между тем, некоторые знакомые, не будем показывать пальцем, троллят, что , дескать, мы тоже так писали, да нас запихнули в 5-ю тысячу и ржут. За 3 дня до старта мне звонит товарищ, с которым мы едем на этот эвент и говорит, что у него 2947 номер,а какой у тебя ? Говорю, не знаю, буду искать. Не успел, звонить снова, говорит, что я ГАД и номер у меня 297 !!!
Скажу, забегая вперёд, что те, кто троллил меня с письмами «переобулись» и стали говорить, что это не спортивно и так далее.... Ну, отлично ! А что отлично, теперь не сошлёшься на дальнюю позицию, придётся показывать всё, на что сейчас способен. Накануне отъезда по традиции посещаю «Велосервис на Авиационной», последние приготовления накануне, в 6 утра загружаемся в машину и в путь.
С утра туман, погоду обещают на выходные тёплую, но ночью холодно. К 12 часам прогноз оправдывается, из-за туч выходит солнышко и становится жарко, раздеваться не спешу, нельзя допускать охлаждения ни одной части тела !) А компрессионные гольфы от 2XU не дают отекать ногам в долгой дороге.
Долго ли коротко, к 3-м часам дня мы добрались до границы, оформили страховки, заправились, и сами тоже, и пересекли границу, буквально, за 20 минут, чем были обескуражены, поскольку в августе я здесь постоял несколько часов в каждую сторону. Как потом расскажут местные, в тот момент как-раз ловили какого-то разведчика и на границе даже несколько раз отключали электричество! Регистрируемся сразу на выезд(непонятная до сих пор для меня опция, обязательно, как-нибудь без неё поеду) и докатываем оставшиеся 80км до Отепя. Стоянка около старта пустая, лишь изредка пробегают люди или проезжают на велосипедах и роллерах. Об этом городке я уже писал в предыдущих отчётах, что все очень спортивные и встретить праздно шагающего здесь вероятность меньше, чем вышеупомянутых. Как-то так выглядит пустой стартовый городок, завтра здесь будет мегамуравейник. А пока, мы решили прихватить с собой местный телефон и поехать немного размяться после дороги.
Покатавшись по трассе, заехали к старым знакомым, попросились на ночлег, поскольку так получилось, что после марафона мы решили отдохнуть и спокойно поехать утром в понедельник. Нас с радушием приняли и мы отправились получать в Тарту стартовые пакеты. По приезду на регистрацию я получил свой законный номер, а Лёхе удалось выкружить за 10 евро и показанные результаты на шоссейном старте этой серии 563 стартовый номер. Немного погуляв в регистрационной зоне, посмотрев новинки от вело и не только производителей велосипедов и аксессуаров, мы пошли готовиться к старту. Съели великолепно приготовленную пасту и немного поборолись с санкционными продуктами из свиньи,лося и косули ) Домой мы увезли этого добра на полгода вперёд, чтобы хватило до следующего визита на лыжный марафон)))
Утро старта. Неспешно встаём, к 8 часам готова овсянка, чай, сосиски, бутерброды, джем, печеньки. Ограничившись кашей и чаем, вчера то мы заправились и углеводами и белками, проверяем давление в покрышках и за час выдвигаемся на старт. Полчаса на разминку и в 9.30 открывают карманы, нужно успеть занять место поближе. Утром +8 и я решаю одеть короткий низ и компрессионные гетры, а сверху очень просится длинный рукав. Поверив производителям, одеваю новаторскую разработку от того же 2XU – термокомпрессионку ! На тот момент я не знал, что это за зверь, пользовался только разными по степени теплоты и испаряемости термиками и компрессионкой отдельно. Трясти на жёсткой вилке будет сильно,поэтому компрессия рук,плечей и спины лишней не будет точно. Рядом со стадионом буквально всё кишит велосипедистами. Велосипедный мир стартового городка настолько колоритен, что воображение бы само не придумало такого разнообразия велосипедов, костюмов, экипировки.
9.30 . Спортсмены стройными рядами выстроились в свои загоны и быстро заполнили карманы. Элиту расставили в соответствии с рангом и начали обратный отсчёт, 10 минут, 5, 2, 1, СТАРТ !!!
Видео старта с воздуха http://youtu.be/E8P-gwib1cc
Коридор широкий, метров 30 и плюс обочины. Со всех сторон посыпались гонщики первого километра и те, кто в том году ехал медленно, а в этом прибавил, но номер то по прошлому году). Пару километров под спуск,небольшие виражи,хорошо,что вчера посмотрел начало трассы и теперь выбираю правильные траектории. Первый же торчок показал, что вверх ехать не хочет никто, ну, или не может. Зато, когда выходим на гравийку, темп взвинчивается сразу до предела и приходится терпеть. Возникший на гравийке подъём метров 100 сразу забивается еле едущими гонцами, ухожу на траву и обгоняю пару десятков человек, по дороге вижу ковыряющегося питерского ориентировщика Георгия Мавчуна, кричу ему, что нужно отсюда выбираться. Небольшой кусок асфальта разгоняет группу до скорости свыше 70км/ч и передачи 34*10 мне еле хватает, хорошо, педаляж поднимал весь последний год и я справляюсь с этим. До первой отметки 12км все стартовавшие растягиваются плотной вереницей и понемногу формируются паровозы по силам. Где-то рядом едут ребята из питерской команды «Горные вершины», иногда появляясь впереди. Я уже вкатился,размялся,несмотря на очень высокий темп, чувствую себя прекрасно, в горки выкручивая сидя, при этом постоянно обгоняя соперников, которые всю дистанцию будут накатом въёзжать в горки, немного подкручивать, а потом останавливаться. Нужно начинать перекладываться. Задача на гонку ставилась из теории, полученной из большого количества источников и заключалась в том, что на ровняке не высовываться, а на кантрийных участках валить на полную. Сказано,сделано ! Скажу сразу, держаться за этими биороботами на ровняке даже 10-м колесом не легче, чем ехать ковырялки по лесу. Жёсткая вилка NINER на моём CUBE Elite SLT помогла мне в этом безмерно ! У нас формируется паровоз в количестве, примерно 30-35 человек и мы начинаем собирать отвалы из более быстрых паровозов, я не опускаюсь ниже 3-5 колеса, так как, как только въезжаем в лес или поле, выхожу вперёд и начинаю работать. Среди обгоняемых вижу Равшана Балгобаева, приветствую,он говорит только одно слово – «быстро!». В какой-то момент переборщив в очередной подъём с камнями отъёзжаем втроём, рано, через 5 километров опускаемся обратно в группу, которая нас догоняла и уже поредела до 20 человек. Также продолжаю работать со сменами, иногда выхожу и на ровняках, но с рулём в 720 мм и высокой посадкой толку от меня мало, а сил много теряю.
Километре на 55-м группа уже окончательно просеивается до 13 человек, в какой-то момент поднимаюсь от руля съесть гель и зазевавшись, ловлю просвет метров 5. Так быстро я не ездил ни на одном элиминаторе ! Около 2-х километров я выбирал этот просвет на скорости 40+ и высадился весь, причём, когда я всё-таки добрал группу, она ускорилась ещё сильнее и терпеть уже пришлось на колесе. Отдышавшись, наконец-то запив гель, продолжил работать в своём темпе - отдохнул, вышел вперёд и натянул. Теперь стояла задача привезти на финиш как можно меньше человек в группе, так как я прекрасно видел, кто едет со мной. Среди коллег по несчастью были чемпион Эстонии по молодым на шоссе на циклокроссовом велосипеде, Чемпион Эстонии в гонках с раздельным стартом и т.д. Среди всех удивление вызывал лишь один крупный персонаж, который не относился к всей этой шоссейной когорте, весил он, наверно, килограмм 90 и в подъёмы поначалу терпел очень сильно. Мои потуги увенчались успехом и нас осталось 9 человек и за 15-20 километров мы обогнали ещё 5-7 человек, которые не выдержали темпа своих паравозов. Справедливости ради стоит сказать, что с нами они тоже не могли усидеть. Во время одного такого случая, когда мы добрали очередных отставших, бодрые шоссеры в лесу со спуска отсадили меня от единственного живого кантрийщика и он отъехал на длинном лесном подъёме вместе с одним из отставших в предыдущую группу, а я, пока выбрался на первые позиции, не решился выбирать эту дырку на плоскаче. За это дёргание меня сильно невзлюбили в группе, но сделать ничего не могли, и терпеть пришлось всем. Вполне возможно, именно поэтому нас было так немного, паравозы быстрее и медленнее, которые были рядом, насчитывали от 20 до 50 человек. За 12 километров до финиша все начали готовиться к финишу и никто не высовывался вперёд из-за циклокроссера, который плотно держал скорость около 40км/ч по извилистым лесным дорожкам. Проезжаем ходом ещё 2-3 человека. Я попытался пару раз отъехать в небольшие подъёмы, но те 10-15 метров, которые удавалось отъехать, выбирали обратно очень быстро. Нужен был длинный рабочий подъём,но,увы, на этой дистанции такие подъёмы уже все закончились) Едем на финиш, пара виражей, все срываются в спринт. Рассчёт был верным, из пачки в 30 или, даже 50 человек, я проиграл бы в разы больше. На табло 2 часа 40 минут ! Место не знаю, но знаю,что лучшие результаты элиты 2ч 30 мин. Так-то круто ! Сразу мысль,какое место? Кто впереди из русских? Какой по группе? Медаль,Полотенце,Вода и выдохнуть !
Стою, смотрю на финишируюших. Только сейчас я понимаю, что на улице солнце, уже не +8 , а все +25 и я проехал всю дистанцию в термике с длинным рукавом и не заметил,этого, потому что мне было максимально комфортно. Правду говорили представители 2XU ! Ну ладно, об этом отдельно,потом. Приезжают ребята из Горных вершин, Здебловский, Мавчун, Павлов… Постепенно понимаю, что я первый из русских, теперь только, какой же в абсолюте. Идём мыть байки, переодеваться, товарищам начинают приходить смс-ки с результатами по которым понимаю, что в сотне точно, уже круто!
После мойки сдаю байк на хранение и иду смотреть протоколы. 54-й… Немного обидно за то, что не в полтиннике, как говорится, аппетит приходит во время еды ). Получаем послефинишнй суп, йогурт, компот, хлеб, булочка, пока есть не очень хочется. Собираемся, загружаем велосипеды в предоставленные организаторами грузовики , сами усаживаемся в автобусы и нас везут на место старта в Отепя. Вечером в многонациональном кругу долгие часы обсуждений марафона. Оказывается, не все едут за улучшением результата, а кто-то просто хочет получить знак отличия за 10 марафонов. Утро встретило нас сильным дождём и почти всю дорогу домой мы возвращались вместе с ним.
Итоги марафона: Время 2 часа 40 мин 41 сек, дистанция 89 км, средняя скорость 33 км/ч 54 место в абсолюте, 7-е в группе, 1 среди русских(127 человек) и 3-й результат и лучшее время среди русских на этом марафоне за всю историю.
Протоколы здесь