Триатлон Alpe d’Huez. Глаза боятся, ноги делают.

TRILIFE.RU
2925
1
2015-08-18T15:39:54+03:00

Сначала о названии. Местные читают как “Альп дЮэз”. Мы же читаем обычно “Альп-де-Юэз”, иногда изменяя окончание на «Юэ», «Гуэз» или вообще на «Хуэц» - кому как больше нравится )) Относительно молодой старт, который в этом году проводился в десятый раз.

За плечами у каждого из нашей компании уже по два и больше классических длинных триатлонов, по многу лет в любительском триатлоне и спорте вообще. В этом году хотелось в качестве основного старта что-то интересного, нестандартного. По рекомендации Коли Ноговицына выбрали этот старт, оставивший в итоге, пожалуй, одни из самых ярких впечатлений и желание вернуться сюда еще не один раз.

Дистанция нестандартная – чуть увеличенная «половинка»: 2.2 км плавание, 115 км велогонка, 22 км бег. Ключевая фишка старта - велоэтап с тремя подъемами: Col de l’Alpe du Grand Serre (16 км, 1000 метров набора высоты, 6% средний градиет), Col d’Ornon (700 метров набора высоты) и легендарный подъем Alpe d'Huez (13 км, 1100 метров набора, >8% средний градиент). Общий набор высоты на велоэтапе более 3 тыс. метров. На беговом – более 500. Кроме всего прочего, нестандартность дистанции давала шикарную возможность избавиться от любых временных ориентиров в голове и проходить гонку в удовольствие.    По приезду на место погода не ладилась. Ходили облака, иногда покапывал дождь. Поселились в самой деревне Alpe d’Huez на высоте 1900 метров. Было интересно наблюдать постоянно изменяющийся пейзаж за окном. Облака по очереди закрывают то одну гору, то другую, то плотным туманом заволокут нас самих так, что не видно деревьев в 20ти метрах от окна. По посёлку мы ходили как ежики в тумане, разве что не звали Лошадь )   

  Поселок богат инфраструкторой. Тут сложно соскучиться. Есть каток под открытым небом, бобслейная трасса, на которой можно прокатиться на специальных санках с колесиками, можно проехаться на тарзанке по навешенному канату между гор, полетать на парашюте и т.д. Кроме шоссейной веломекки, Альп-де-Юэз - это популярный горнолыжный курорт. И еще одна активность - это даунхильные спуски. В начале июля здесь проводится крутейшее мероприятие по даунхильному спуску на велосипедах с вершины горы Pic Blanc (3300 метров) прямо с ледника до основания гор. 

За день до старта длинного триатлона организаторы провели детский триатлон. Дети сначала плавали в открытом бассейне, потом ехали на велосипедах и бежали, всё как у взрослых. В поселке несколько пунктов проката, где можно взять в аренду велосипеды со шлемами, причем не только детские или простые МТБ, но и серьезные карбоновые шоссейники.

В день старта длинного триатлона погода как по заказу исправилась, было солнечно, без дождя. Т2 располагалась буквально в нескольких стах метрах от нашего жилья. Мы сначала сходили оставили беговые вещи в Т2 и поехали на велах вниз к подножью горы к Т1.

Плавание проводится в озере Lac du Verney, в котором в обычное время любое купание запрещено в связи с тем, что здесь работает гидроэлектростанция, которую отключают на время проведения триатлона. Вода в озере холодная, по ощущениям градусов 15-17. В гидрокостюме в целом нормально, только немного мерзнут лицо и ноги. Но в любом случае было не холоднее, чем на олимпийке в Бронницах в прошлом году )    

Старт плавательного этапа из воды. Многие в ожидании старта стоят на берегу, не хотят лезть в холодную воду. Залезаю в воду примерно за минуту до старта, который дают как раз тогда, когда подплываю к основной толпе участников. Мясорубки почти нет, но местами плотно. Особенно на буях, впрочем - как обычно. Плавание в два круга. Гармин намерял 2.8 км вместо 2.2. То ли я попетлял, но более вероятна большая погрешность прибора, особенно с учетом того, что кругом горы. Время адово - 52 минуты. Но было бы странно ожидать чего-то лучшего, учитывая что в этом сезоне на плавательные тренировки совсем забил и был в бассейне раз 5 за год (

Транзит к счастью не длинный, не как в не очень далекой отсюда Ницце ) Бегать особо не пришлось. На велоэтап одевался как обычно тепло, несмотря на солнечную погоду - с расчетом на спуски, на которых меня особенно сильно выдувает. Поверх стартового костюма одеваю терморубашку и велоджерси. Накануне даже купил зимние лыжные перчатки (!!!), которые использовал по пути из дома к стартовой поляне и на первом спуске в гонке - ни разу не пожалел, утром было холодно и выдувало очень прилично. Всем, кого выдувает на спусках как и меня настоятельно рекомендую. Около водохранилища стоят зрители, после чего уезжаем в сторону перевалов, где зрителей уже не было. Разве только около пунктов питания. Возможно это связано с тем, что гонка проводилась в пятницу - рабочий день.

Сначала велоэтап идет в основном под гору, без подъемов. Здесь основное место, где можно полежать на лежаке, и раскатиться по ровным спускам, без поворотов. Но сразу обратил внимание, что никто особо не раскручивает, все довольно ненапряжно крутят педали, либо катятся со спусков. По всей видимости все думают о тех 3000+ метрах набора высоты, которые еще только впереди )

К 24му км подкатились к началу первой горы. Забраться нужно было на Col du Grand Serre и набрать при этом 1000 метров набора высоты. Сначала выбрал осторожную тактику - крутил достаточно небыстро, многие обгоняли. Вработался, нашел для себя каденс, при котором по ощущениям смог бы крутить достаточно долго не слишком загоняя в облака пульс. К этому времени другие гонцы успокоились и крутили примерно в таком же темпе. Очень был в помощь Гармин, который показывал набор высоты и было понятно какую часть горы уже проехал, а какую еще только предстоит проехать. Где мог крутил сидя, местами вставал - там где были более крутые градиенты, либо просто, чтобы размяться, поменять позу.   Цифры набора высоты на гонке вообще говоря достаточно пугают, когда думаешь о них сидя дома. Когда видишь эти безумные подъемы вживую, пугают они еще больше. К некоторым шпилькам подъезжаешь, смотришь на уходящую сбоку вверх дорогу и с ужасом думаешь, что сейчас придется здесь въезжать. Возможно даже придется таки пойти пешком. Но заворачиваешь в шпильку, и потихоньку вкручиваешь и проезжаешь градиент, который казался до этого непреодолимым. Бросаешь взгляд на серпантин ниже и удивляешься насколько же ты крут, что это проехал )   Под эти горы систему и кассету как-то особенно не выбирал, поехал на чем есть, спереди 50-34, сзади купленная еще под айрон в Ницце кассета 11-28. На мой взгляд этого набора вполне достаточно, чтобы заехать во все местные горы, если есть опыт езды на большом велокруге в Крылатском. Если опыта нет, то тоже не проблема, видел людей которые крутили на трех звездах спереди, просто заезжали чуть медленнее. Но в итоге так и не увидел ни одного человека, который хоть бы в одну гору шел пешком, все нормально заезжали. 

На верхней точке перевала Col du Grand Serre пункт питания, на котором остановился, заправился изотоником и взял гель. Надо сказать, что на пунктах питания тут народ особо не торопится. Наши ребята жаловались, что регулярно давали не то, что просили – то колу вместо воды, то изотоник вместо колы. У меня таких недочетов не было.

Дальше начался спуск. Спуск с перевала - это не менее круто, чем подъем в него ) На достаточно длинных прямых спусках скорость развивается до 70+ км/ч. На шпильках нужно успевать оттормаживаться, иначе можно либо вылететь на встречную полосу, либо за, как правило, невысокое ограждение. Именно на гонке на шпильках у меня в принципе опасных ситуаций почти не возникло, оттормаживался довольно четко, видимо перестраховывался. 

Второй подъем начался в соответствии с официальным профилем в районе 64го км (сделал предварительно отметки начала и окончания подъемов на лежаке, некоторые клеили целиком карту профиля). Но поднявшись на 100 метров, мы почему-то снова поехали вниз, хотя по профилю должны были ехать неспеша вверх. По факту дальше началась небольшая череда спуском и подъемов, среди которых было сложно понять где именно начался основной подъем на Col d’Ornon. Градиент в итоге оказался довольно приличным, не такой лайтовый как на профиле дистанции, по протяженности был примерно как половина первого подъема. К началу подъему в Col d’Ornon солнце уже вышло в высокую точку и стало прилично припекать. Очень хотелось остановиться и снять терморубашку. Но, не хотелось терять время и впереди еще был приличный спуск. Не остановился, крутил как есть.

Спуски с Col d’Ornon показались сложнее, чем с Grand Serre. Возможно, такое ощущение возникло из-за уже накопленной усталости. Спуски вывели в городок Le Bourg d’Oisans (Бург-де-Озан), из которого начинается основной подъем к Alpe de Huez. В Bourg-d’Oissans на главной улице достаточно плотно - протискиваюсь между машинами в почти пробке. Дороги не перекрывают. По некоторым данным это запрещено во Франции на любительских стартах. Но на 99% дистанции трафика либо вообще нет, либо он настолько незначительный, что на него не обращаешь внимания. Водители мегааккуратны, ощущение опасности не возникло ни разу.

Подъем к Alpe d’Huez - это 21 шпилька, общая длина 13 км, набор высоты 1100 метров. Между шпильками разной длины и градиента "прогоны". На каждой шпильке стоит табличка с ее номером. Когда поднимаешься, идет обратный отсчет. Каждая шпилька названа в честь одного или нескольких известных велогонщиков. Рекорд подъема принадлежит Марко Пантани, который заехал в него в 1997 году в рамках этапа Тур-де-Франс за 37 минут и 35 секунд.

Первые снизу шпильки 21 и 20 самые длинные, самыми крутыми показались шпильки 19 и 18, где градиент порядка 13%. На 20й шпильке остановился, снял наконец терморубашку, запихнул в карман велоджерси. Стало немного легче. Время от времени выливал воду из бачка в шлем. Это помогало немного освежиться.

После 17й шпильки градиенты стали как будто меньше, но всё равно нереально тяжело. На подъеме два пункта питания – в La Garde и в Saint-Féréol. Ни на одном не остановился. К этому времени отчего-то сильно стало скручивать живот, ни пить, ни есть ничего не хотелось. Вроде бы запихнул в себя гель в начале подъема.

Последние шпильки перед верхом тоже довольно крутые, но психологически они въезжались легче, т.к. последние. Кроме того, накануне мы спустились и заехали три верхние шпильки. Здесь уже крутилось чуть бодрее. В голове крутилась мысль, что если уже доеду до верха, то бег 22 км это лишь небольшая заминка, о которой даже уже не надо и думать - пробежится на автомате ))

Финиш велоэтапа по улицам деревни и на центральную площадь. Центром поселка является спортивный центр. К последним шпилькам задеревенели ступни. Думал, что нужно будет снять велотуфли и пробежать по транзиту босиком, чтобы размять ступни. Обычно на длинных гонках экономить секунды подобным образом не пытаюсь. Но сойдя в с вела понял, что бежать не очень то и бежится )) Ступни сгинаться не хотели и вообще как-то болезненно реагировали на попытки бежать ) Пошел пешком. Транзитка на футбольном стадионе. На искусственной траве довольно мягко, ступни всё таки удалось немного размять )

В транзите поставил на место вел. Сил стоять не было, сел на траву и опять же впервые одевал кроссовки сидя ))

Беговой этап в три круга. Вначале идет можно сказать равнина, лишь с небольшими торчками. На втором километре трасса уходит в трейловую тропу и начинается приличный подъем, который очень многие идут пешком. Сразу после трейла пункт питания и километровый аппендикс туда-обратно по асфальту. Тем кто бежал не очень быстро, здесь снова можно было полюбоваться шикарными видами на горы - тут была точка выше поселка Альп-де-Юэз и немного в стороне от домов. По окончании аппендикса еще один пункт питания (они по сути друг напротив друга с предыдущим), снова участок приличного подъема и дальше спуск к окончанию круга.

 

Начал беговой этап особенно медленно. И даже не из-за усталости с велоэтапа, а уже очень сильно болел живот. На первом пункте питания, который был сразу по выходу из транзита, ничего не брал. На втором стал пить кока-колу. По прошлому опыту бывало, что она помогала от болей в животе. Боли не прошли, но хуже не стало. Т.к. питаться чем-то надо, а гели из опасения ухудшения есть не хотелось, стал на каждом пункте питания пить колу. И обливался водой для охлаждения.

Пульсометр вероятно заглючил, но показывал большую часть бегового этапа пульс в районе 120 - 130 ударов. Хотя, по идее, с тем темпом, с которым бежал - 6 минут на километр, это нормальный пульс. В любом случае здесь наконец ощутил влияние высоты и отсутствие адаптации к ней.

Второй круг бежалось немного лучше, но живот не проходил. Бежать пришлось через боль. На шаг переходил только на пунктах питания со стаканом колы или воды в руке, и только до окончания пункта питания - зоны, где можно было выбросить пустой стакан. Дальше хоть как-то, но бежал. 

Третий круг был самый быстрый. Уже понятно было, что боль не уйдет, и было понятно, что осталось чуть-чуть и будет финиш. В трейловый подъем я был вообще единственный , кто бежал. Остальные 100% участников шли пешком!!! Это одно из самых сильных впечатлений. Да, на айронах многие идут пешком на беговом этапе. Но всегда хоть кто-нибудь, но бежит или хотя бы пытается. Тут был участок, где бежал только я, ВСЕ остальные участники шли пешком!      Финиш был ярким ) Слышал голос Оли и девчонок, но уже ничего не видел.

После финиша минут десять погрелся на солнце. Это из обязательной программы. От организаторов были еще какие-то ванны с гидромассажем. Не пользовался.

А дальше началась основная и самая крутая часть отпуска :-)

Регион около Гренобля богат на легендарные подъемы и перевалы, на которых ежегодно происходят основные «разборки» на Тур-де-Франс и где проводятся огромное число любительских и профессиональных велогонок. Это по-настоящему мекка шоссейного велоспорта, куда приезжают велогоны и велолюбители со всего мира. Из тех, с кем удалось пообщаться были люди из Бельгии, Китая, Израиля и др. стран. 

За неделю удалось заехать в такие легендарные подъемы как Col du Telegraph (очень приятный подъем, почти весь в тени), Col du Galibier (перевал на высоте 2600 метров, на котором уже нет никакой растительности, кроме травы и на котором уже довольно ощутимо ветрено и холодно даже в солнечный день), Lacets du Montvernier (серпантин, выглядий безумно со стороны, но вполне проезжаемый), Col du Glandon (20 километров подъема с адовым градиентом на последних трех километрах), Deux Alpes (Дез-Альп – относительно лайтовый подъем неподалеку от Альп-де-Юэз с набором порядка 800 метров и отличными видами ущелья по пути), Col de la Croix de Fer («перевал железного креста», шикарные быстрые спуски с крутыми и узкими дорогами ближе к вершине). 

Деревушки на подъемах – это буквально театральные инсталляции к Тур-де-Франс . Такое ощущение, что они живут только этой гонкой. Сделаны какие-то фигуры на велосипедах в майках в горошек (в Тур-де-Франс это майка лучшего горного гонщика), посажены клумбы и цветы, висят флаги и растяжки с надписями “Viva Le TOUR”   

Осталось ощущение, что на триатлон всё таки есть смысл приезжать за неделю, чтобы придышаться к горному воздуху, прикатать неспеша подъемы. Ключевое слово – «неспеша» )) Если в первые дни в подъемы ехалось очень тяжело, то в последний день отпуска мы проехали круг в 160 км с набором 4000 метров и было желание покататься еще, но уже садилось солнце ))

Уверен, что сюда мы еще вернемся )

Больше фото доступно здесь:

https://picasaweb.google.com/118350650452487692764/201507290806AlpeDHuez

Большая часть фотографий взята из альбома Ольги Карзаловой в ФБ, за что ей огромное спасибо!

В Youtube есть фильмы о предыдущих триатлонах Alpe d'Huez . Ссылка на англоязычный вариант фильма о триатлоне 2014 года

http://www.youtube.com/watch?v=kg6KrDetno0

Читайте также

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь

01:11, 25 Октября 2015
очень должно быть круто по таким красивым местам кататься! большой плюс триатлону и велоспорту вообще что он тесно связан с горами)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, авторизуйтесь