- Отчеты
- 22 сентября 2014
Первая половинка. IRONMAN 70.3 Budapest
Последние несколько лет я имею счастье заниматься сразу несколькими любимыми видами спорта: бег, спортивное ориентирование, мультигонки, лыжи, велоспорт. Такое разнообразие не идет на пользу каждому конкретному виду, но накопленная функциональная база позволяла надеяться на успешное преодоление триатлона в формате Ironman. Мысли об Ironman преследовали меня давно, но только прошлым летом я пересел с байка на шоссейный велосипед. Мои тренировочные объемы (6-8 часов в неделю) пока еще не дадут мне преодолеть полную дистанцию c приемлемым результатом. Поэтому, я заявился на “половинку”: 1,9 км плавание+90 км велогонка+21.097 км бег. Участвовать решил в фирменном старте в Будапеште, где обещали плоскую трассу и плавательный этап в тихом заливе Дуная без волн и течения. К старту я подходил в следующем состоянии: за 2014 год было набегано около 1200 км; накатано чуть больше 2100 км (из них 140 на байке, 780 км на велотреке, 1200 на шоссе); объем плавания – 60 км ровно. Недостатком подготовки было то, что за весь июль я ни разу не садился на велосипед, так как был в отъезде. Второй негативный момент: за время месячного путешествия я перенапряг ахиллы. Они ныли от постоянного бегания по бетонным плитам в полумарафонках с тонкой подошвой. Также, не полностью завершилось месячное восстановление после трэйл-марафона по очень жесткой поверхности. Но самые большие опасения вызывал плавательный этап. Раньше я неплохо плавал брассом (в темпе около 1:40 на 100 м), а плавать вольным стилем никогда не умел. Весной я пошел в бассейн “Динамо” к замечательному Александру Симонову, но за 3,5 месяца овладел лишь основами техники и скольжения, и скорость моего вольного все равно проигрывала моему же брассу. А брасс был в аховом состоянии: я не мог рассчитывать проплыть 2 км быстрее, чем по 2:10 на 100 м. Я планировал плыть около 40 минут, ехать около 2:45 и бежать около 1:35. Таким образом, с учетом необходимости прохождения транзитных зон при сменах видов передвижения, я понимал, что дебютировать с результатом быстрее 5 часов у меня не получится, и нацелился на результат “5 часов с копейками”. Будапешт – прекрасный город. Я с удовольствием сюда вернусь еще не раз. Он исторический, красивый, очень вкусный и недорогой. Прилетели мы с семьей из Хельсинки, время в полете – 2 часа. Накануне гонки я проехал разведочную тренировку, около 20 км. Прикатал единственную горку на трассе: подъем к замку Буда длиной 1200 м с градиентом около 4%, который предстояло преодолеть дважды, поскольку велоэтап проходит в два круга. Подобрал передачу, на которой удобно ехать, посмотрел на короткий участок брусчатки у замка и оценил повороты на последующем спуске. За время разведки выяснилось, что вдоль Дуная дует ощутимый ветер, и что асфальт в Будапеште – это единственное слабое место. Много ямок, трещин, неровностей и заплаток. В Питере идеальный асфальт, друзья, и мы им избалованы, и даже не знаем об этом. В конце тренировки я доехал до места старта, зарегистрировался и получил стартовый пакет, точнее, стартовый рюкзак. Экспо меня не впечатлило, но это, наверное, из-за того, что мне (редкий случай!) совсем ничего не требовалось ни из снаряжения, ни из питания. Правда, стояли там и интересные штуки, типа бассейна с потоком воды, где можно было попробовать поставить рекорд скорости, и двух велосипедов-синглспидов друг напротив друга, на которые можно было сесть с соперником и померяться выдаваемыми ваттами в спринте. Желающих было немного, все копили силы на завтра. А я чувствовал себя не очень хорошо. Болела голова, чувствовал накопленную усталость, правое колено ни с того ни с сего загудело. Велосипед, согласно регламенту, с вечера оставлялся в транзитной зоне. Для предохранения велосипедов от возможного дождя выдавались спонсорские полиэтиленовые желтые мешки исполинского размера. Транзитка была уже пустой, но очень живописной. Утром было пасмурно и прохладно, около 15 градусов. Старт давали волнами, по группам. Профики стартовали в 9:00, моя возрастная группа М35-39 – в 10 часов. На велосипед помимо лежака я повесил фляжку Aerodrink на 0.7 л (с водой), взял обычный бачок изотоника такого же объема, карман Х-Lab с гелями на верхнюю трубу и на подседельной трубе закрепил запасную камеру с монтажками и насосом. Баллончиками CO2 я до сих пор не пользовался, и решил на гонке не начинать. Обвешанный таким образом, мой карбоновый Boardman стал напоминать туристский байк. За час до старта все вещи уже были в транзитке, колеса накачаны, все готово. За полчаса до старта влез в гидрокостюм, стало теплее. Попробовал воду за 10 минут до старта: мутная, прохладная, но для гидрокостюма отличные условия. Очки надел под шапочку, Garmin с выставленным режимом “триатлон” надел на руку. Дали старт. 1. Плавательный этап. 1.9 км. Со старта встал в сторонке. Первые 200 м плыл в толпе вольным стилем, метров через 300 толпа рассосалась, и я перешел на брасс. Плыл равномерно, иногда переходил на вольный стиль, чтобы поработали другие мышцы. Но вольный шел тяжело, и меня сразу обгоняли соседи, с которыми брассом плыл наравне. После разворота у дальнего буйка темп стал падать. Вторую половину я плыл примерно на 2 минуты медленнее, чем первую. Время плавательного этапа: 41:09, примерно по 2:07 на 100 м. 199 место в возрастной группе, 1049 в абсолюте. 2. Велоэтап. 90 км. После плавания проковырялся в транзитке 4:40. Движения были вялыми, настроение не огонь, так как выплыл ближе к концу. Но проплыл в свою силу, поэтому не расстраивался. Номер назад, шлем застегнуть, только потом можно трогать велосипед. Поскольку транзитка стоит на травянистом участке, обул велотуфли сразу, и пробежался до выхода в них. Думаю: пришло твое время, Валера. Сейчас покажу этим пловцам, как нужно педали крутить. И не тут-то было: встречный ветер, замедленность движений после плавания, первые 10 км крутил со средней скоростью лишь 32 км/ч. Многих людей все-таки обгонял. Сразу после разворота на 180 градусов у острова Обуда скорость выросла до 37 км/ч. Стало веселее. На таких гонках запрещено ездить на колесе у впереди идущего гонщика. На обгон дается 30 секунд, и я использовал их по максимуму. Я с интересом ждал семнадцатого километра, когда должен был начаться подъем. Догнал несколько пачек людей, километра три мы ехали рядом с быстрым ветераном-итальянцем (естественно, все в рамках правил). Я думал, что в подъем этот поджарый сын гор должен от меня уехать. Но оказалось, что я еще тот горняк: когда начался градиент, я начал крутить стоя и прошел человек 15-20 встающих людей, в том числе и итальянца. Очень хорошо, что я ознакомился с трассой заранее: теперь было ясно, где нужно сесть и покрутить, где добавить стоя, как уйти со спуска. На спуске скорость доходила до 52 км/ч, несмотря на ямки. В конце спуска были два лежачих полицейских, которые я, не тормозя, перепрыгнул, чем сорвал аплодисменты от стоявших у дороги строителей. Пересекли мост, курс на север, ветер опять встречный, скорость упала до 30 км/ч. Удачно схватил полбанана на пункте питания, нямка. После разворота по ветру поехал уже нормально, по 37-40 км/ч. Чувствовал себя прекрасно. На номере каждого участника нарисован флаг его страны. Я старался при обгонах парой слов поддерживать своих – русских и украинцев. Мне высматривание флагов на номерах помогало переносить монотонность индивидуальной гонки, надеюсь, ребятам тоже было приятно встретить поддержку. Первый круг проехал за 1 час 19 минут. То есть, средняя скорость около 34 км/ч. Неплохо бы прибавить. И на втором круге я прибавил. Люди уже ездили пачками, и маршалам на мотоциклах приходилось поусердствовать, чтобы всех разогнать. Временами вся дорога была занята велосипедистами, так что при всем желании нельзя было ехать не в толпе. Я ехал в такой полулегальной пачке с французом (шоссейник без лежака), словаком (здоровяк в белой форме) и финном (к нему я относился, как к земеле). Француз выпал километру к 50. Словак – после повторного подъема к замку Буды. А вот финский ветеран то отставал, то уезжал далеко вперед. По нему я контролировал ход гонки. На пункте питания взял полбатончика Powerbar, он очень хорошо зашел. На следующей станции выбросил свой опустевший бачок и взял у волонтеров новый, с уже разведенным изотоником. Приятный сервис! Периодически меня обгоняли разные австрийцы – высокие сильные люди на дорогих разделочных велосипедах, в красно-белой форме. Сначала казалось, что бороться с ними нереально, но на участках, где я выдавал по 39-41 км/ч, я кое-кого из них все же опережал. Финн ушел от меня только под конец велоэтапа, когда маршалы тормознули за лидирование австрийца, ехавшего невдалеке передо мной на колесе у сильной девочки. Меня пожалели, но я и не сидел, а как раз вкручивал, обгоняя всю пачку. Заминка с маршалами стоила мне финна, но тут и велоэтап закончился. Время второго круга: 1:15:39. Средняя скорость – около 36 км/ч. Время велоэтапа: 2:34:39, средняя скорость 35 км/ч, 99 в группе, 514 в абсолюте. На 10 минут быстрее плана! 3. Беговой этап. 21.097 км. Прибегаю в транзитку, одной рукой вешаю велосипед, другой расстегиваю ремешок шлема. Тут же возникает венгр-судья, кричит “Penalty! Penalty!” Так кричал, что я думал, что Халк уже разбегается, чтобы мне вломить. Я его спрашиваю, за что штраф, если вел уже стоял, когда я ремешок расстегивал, а он по-английски не понимает. Я его спрашиваю, что дальше мне делать (на брифинге говорили, что есть несколько penalty-box на трассе, где нужно отстоять две минуты), а он опять не может ничего сказать. Ладно, я сделал санитарную паузу (не из-за судьи) и убежал. Итого в транзитке провел аж 4:16. Плохо. Дистанция плоская, состоит из 4 кругов. После каждого круга тебе на руку надевают цветную резинку, чтобы было легче считать. Собрал четыре резинки – можешь финишировать. Первый километр бегу за 4:16, по ощущениям – гораздо медленнее. Думаю: нормально, сейчас поем, и еще лучше побегу. Поел-попил на станции, этот километр за 4:40 – безуспешно спрашивал волонтеров про penalty box. Пробегаю еще парочку км по 4:30, в районе финиша еще раз обращаюсь к судье. Не понимает по-английски, а время на километре опять 4:44. Решил перестать спрашивать, но настроение как-то ухудшилось. Стало тяжелее бежать, и на седьмом километре я встал: 4:50. Девятый километр: 5 минут! Десятый: 5:05! Я даже на восстановительной тренировке быстрее бегаю! И чтобы показать эти фантастические секунды, приходилось еще и неимоверно напрягаться. Мучался каждый метр, терпел до очередной станции и очередной резинки, ел и пил на каждой станции все подряд, даже глотнул разок “ред булла”, что было совсем зря. В конце каждого круга был небольшой тоннель с очень пологим спуском и подъемом. Там я мучился особо. Успокаивал себя тем, то что на Norseman гораздо тяжелее. Решил, что на Norseman – ни ногой! До 14 км как-то дотянул по 5:05. На 15 км кризис углубился. Следующие три километра – 5:11 – 5:18 – 5:22! Здесь я мечтал только о следующей станции и кока-коле. И кока-кола помогла. Получил заветную последнюю резинку, до финиша 2,5 км. 19-й км за 5:17, пошла обратная тенденция к росту темпа. 20-й км – из пяти минут, кажется, что лечу. Последняя станция – кока-кола – последний километр за 4:48 (Garmin говорит, что если не останавливаться на станции, то за 4:27). Финиш. Без эмоций. Радости нет, триатлоном заниматься больше не хочется. Время полумарафона: 1:40:58. Средний темп 4:47 мин/км. Итоговое время: 5:05:42. 92 место в группе, 435 в абсолюте. Всего в гонке финишировали 1519 человек. В моей группе – 287 человек. И мне показалось, что случайных людей здесь практически нет. Конечно, никто не ехал на байках, считанные участники были на шоссейниках без лежаков, не было толстеньких бегунов. Интересно, что в гонке участвовали несколько шейхов Бахрейна. Настоящие сыновья короля, со свитой, у них даже вешалки отдельные в транзитке стояли. Кстати, крепкие ребята: первый из них показал 4:30, не каждый так сможет. А вот кого-то из остальных я по трассе обгонял, хотя и они тоже молодцами держались. Переодевшись, я прилег на скамейку сделать пару упражнений для позвоночника. Чувствую – удобно лег. Подтянул рюкзак под голову. Проснулся через час. Машина времени. Триатлеты очень общительные люди. Все знакомятся и делятся впечатлениями. Я видел множество соотечественников, в форме Trilife и без, но общаться не было настроения. Провал на беге меня расстроил. Когда я потреблял бесплатный и обильный обед с пиццей и макарошками, со мной поговорили канадец и венгр. Они почти убедили меня, что 1:40 – это прекрасное время для полумарафона. Только через неделю после финиша я захотел подвести итоги старта. В целом, дебют удачен. Результат близок к запланированному. Нужно лучше слушать информацию на брифинге, полезно почитать правила триатлона. Нечего столько копаться в транзитках. Нельзя приезжать на старт уставшим, ты не супермен. Проанализировав вклад трех видов триатлона в результат, заметил, что на плавании я проигрываю среднему времени атлета age group около 5-7 минут. На велосипеде я отыграл больше 500 мест в абсолюте и 100 мест в возрастной группе. На беге я отыграл 80 мест в абсолюте и только 7 в группе. И мысль заработала в направлении будущих стартов. Плавать я не очень люблю, а чтобы сбросить здесь пять минут, нужно приложить много усилий. Зато если эти усилия потратить на любимые бег и велосипед, то можно укрепить положение на велоэтапе и добиться прогресса в беге, для чего есть неплохие шансы. Остается ключевой вопрос: для чего мне нужен триатлон, если есть велогонки и пробеги/трэйлы/марафоны? Возможно, если грамотно подготовиться к старту, ответ придет сам собой.