- Отчеты
- 06 сентября 2014
IRONMAN Kopenhagen или особо тяжелый случай из клинической спортивной психологии
всем привет! К вашему вниманию отчет о моем втором айронмене в сезоне 2014.Это отчет про IRONMAN Copenhagen. В этом отчете я как всегда немного пофилософствую, и на этот раз предметом для моих размышлений станет важность хорошего боевого настроя перед предстоящей гонкой. Но об этом чуть позже.
Изначально, я планировала свой сезон 2014 как классический двухпиковый сезон. Начало подготовии - январь 2014. До марта 2014 - первый базовый период и в середине марта, как тест моей выносливости - гонка в Абу-Даби на длинную дистанцию. Далее 2ух недельный период восстановления, очень кстати совпадающий с гос.экзаменами и защитой диплома в ВУЗЕ, потом еще 3 месяца на базовую и специальную подготовку и первый пик сезона - IRONMAN Nice. Вторая часть сезона должна была представлять из себя 2 восстановительных недели и 2,5 месяца специальной подготовки. Все это должно было завершиться вторым пиком сезона на IRONMAN Mallorca в конце сентября.
Такая стратегия мне очень нравилась. Во первых - обе гонки подобраны под меня. Горы, жаркий климат с маленькой вероятностью непогоды. Ну и сами места у гонок такие, что заставляют ждать их с нетерпением весь сезон. Во вторых - все выглядит очень правильным и обоснованным с точки зрения этапов развития и утраты спортивной формы. Я как то не верю в «плато» на которое можно выйти и выступать на нем на одинаково высоком уровне в течении всего сезона. Я из тех спортсменов, кто привык стартовать «редко, но метко»
В итоге все вышло не совсем так, как я запланировала. На гонку в Абу-Даби я не попала из за визовых вопросов. А мне было принципиально попробовать сделать 3 длинных дистанции за один сезон. Тогда и нарисовался в моем графике старт в Копенгагене - он был достаточно удален по датам и от Ниццы и от Майорки, имел хороший призовой фонд, к тому же туда ехал мой муж и добрая половина Трилайфа. Красивый двухпиковый цикл рушился и я подумала, что на гонку в Копенгагене надо настраиваться как на промежуточную гонку в подготовке к главному старту - Майорке.
Все бы оно так. Я сделала хорошую подготовку к Ницце и хорошо выступила там. И тут мне пришла идея, что можно использовать свою форму еще раз, через три недели на Чемпионате Финляндии по половинке. Когда то на том самом старте я впервые дебюьировала в триатлоне. С тех пор старт существенно развился, и обещал участникам категории Элита не плохой призовой фонд. Всего 6 часов езды на машине за возможность заработать 1000-4000 евро - это не похое предложение, от которого не хотелось отказываться. Таким образом после ниццы был переходный период 1 неделя, далее 2 недели тренировок и успешное выступление в Финляндии
После этого оставалось всего 5 недель до Копенгагена. Снижаться и начинать новый цикл начиная с базового этапа, уже не было смысла. Таким образом 5 недель поддерживающе-развивающих тренировок и я мчусь на машине в аэропорт Хельсинки, откуда до Копенгагена можно долететь прямым рейсом всего за 2500руб=) (заранее прошу прощения за ремарки в стиле дяди Скруджа, но вдруг это кому-нибудь будет полезно)))
Зачем вам было знать все изложенное выше? Просто для того, чтобы понимать мой настрой на гонку - его почти не было. Этот старт не должен был быть ключевой гонкой. И хоть в глубине души я и понимала, что скорее всего сейчас я нахожусь в максимальной форме, которую не удастся дотянуть до Майорки, настрой был совсем не тот, что перед Ниццей. Холдная, скучная скандинавская трасса, отсутствие восприятия гонки, как основного старта сезона и т.д - все это делало свой вклад в формировании гоночного настроя. Вообщем выборгское шоссе, ливень заливает лобовое стекло, температура воздуха опустилась до +10 и у меня в кармене билет вовсе не в солнечную Испанию и не на лазурный берег, а в суровый Копенгаген. Зачем это происходит со мной и почему? Ночь без сна, самолет, посадка, холод. Аэропорт Копенгагена. Холод, ветер, пасмурное небо. Которое кажется еще более пасмурным из тонированного окна такси-мерседеса, который обходиться в 1600руб за 10 минут езды. Сейчас я бы не отказалась от неспешной прогулки по городу в теплом драповом пальто и большой чашки лате в каком нибудь уютном заведении Но нет. Я приехала сюда стартовать в триатлоне!!!! Исторически сложилось так, что триатлон для меня это жара, голубое небо, очень голубое море, губки, лед и миражи над черным асфальтом. Желательно пальмы. Но блин. это не холод, не дождь, ни ветер. В эту погоду я обычно тренируюсь на станке и пью горячий чай с медом, закутавшись в плед. Вообщем, не моя это тема. Что получаем - отстутствие восприятия гонки, как главного старта+ отсутствие восприятия гонки, как «правильного» триатлона + сильное нежелание не стартовать+ смутные сомнения в том, что в принципе, я имею на это = полная каша в голове.
Если вам кажется, что перед гонкой вы можете думать, о чем угодно, и главное это выйти на старт и начать шевелить руками и ногами - вы ошибаетесь. Ведь мотивация и правильный настрой - это именно то, что позволяет вам воспользоваться своими резервами в тот момент, когда организм исчерпает все доступные ресурсы.
Я же сделала как раз так. Даже одевая гидрокостюм ранним холодным утром я была не уверена в том, что мне надо плыть=) Слава богу, в день старта утро было солнечное. Это помогало немного поднять боевой настрой. Стоять на песке босиком было очень холодно, поэтому я единственная из всех профиков пришла на пляж в мягких белых бархатных тапочках, которые я сперла из отеля))) эх, еще бы ванну и какава с чаем))) Пытаюсь сосчитать всех девушек, но у меня не получается. В стартовом листе их 11, что дает не плохой шанс на призовые (на этом старте награждают первые 6 мест) Нас зовут к линии старта. Играет веселая музыка. Скоро начнется гонка. И вроде снова жизнь прекрасна и я люблю триатлон! Звучит стартовый выстрел. Мужчины и женщины про на этот раз стартуют вместе! Понеслось!!! Надо сказать, перед стартом я, как и никто из про, даже не заходила в воду. Ограничилась сухой разминкой. Так что забегать было немного волнительно. Но вот мы ныряем, и я встречаюсь с прохладно-бодрящей, но вовсе не ледяной водой. Волн нет, на воде штиль, чувствуется легкий привкус соли. Первые 200м работаю интенсивно, чтобы согресться, и даже не отстаю от основной группы. Далее все конечно начинают растягиваться - мужчины сразу вперед, женщины до первого моста еще вместе, а дальше каждый в своем темпе. У этой гонки были две интересные особенности, играющие не в мою пользу Старт волнами. Следующими за про стартовали такие категории, которые впринципе имели мало шансов догнать и обогнать нас. Сильные любители 35-39 и 40-44 стартовали только через 30 минут после нас. Трасса плавания не была размечена. В качестве ориентиров служили такие естественные преграды, как мосты и прочее. Буйки встречались очень редко. Я не ношу ни очков, ни линз, т.к врачи убедили меня в том, что у меня отличное зрение, судя по их табличкам, распологающимся в паре метров от моего носа. Но я реально не вижу ничего, что располагается дальше 20м от меня и не выкрашено в яркий цвет)) Все это говорило о том, что поплыву я скорее всего в полном одиночестве и скорее всего наплаваю много лишнего. Почти так и вышло. Если бы не горе-мужчина из категории про, который поплыл вместе со мной. И у него, судя по всему, не было проблем со зрением. Так мы и плыли всю дистанцию вдвоем. Под конец у меня было желание немного прибавить, но я не понимала, в каком именно направлении надо прибавлять, поэтому решила не рыпаться. Только под самый финиш нас наконец догнали 2ое любителей. Выплыли в четвером. Надо сказать, первые 2 км температура воды казалась мне совершенно изумительной. Давно не припомню такого приятного плавания - даже через гидрокостюм ты чувствуешь свежесть, но вместе с тем, лицо не горит от холода))) Н второй части дистанции начали мерзнуть стопы и кисти рук, потом пришло и общее охлаждение. Но сильно замерзнуть все же не успела. Вылезаю на берег, на часах 1.06. Это именно тот результат, который я и ожидала увидеть. Конечно, это медленнее 1.02, как я плавала в прошлом году, но после 1.08 в Ницце и 32мин в Финляндии я надеялась хотя бы не уронить плавание ниже этой критической отметки.
Транзитную зону проходила ооочень долго. Замерзшие пальцы рук долго не могли стянуть гидрокостюм и застегнуть шлем. А потом оказалось, что даже вело джерси я не могу надевать на ходу. Меня заставили остановиться, и натянуть обтягивающую кофту на мокрое тело не выходя из транзитного тента. Когда я бежала по транзитному корридору, я не чувствовала своих ног и поверхности, по которой я бегу. Залезать ногами в туфли тоже было немного страшно, т.к стопы потеряли всякую чувствительность. Но вот я уже еду на вело. Сухая не продуваемая кофта дает ощущение комфорта и помогает быстро согреться. Ноги же приходили в себя еще пару километров. Первый участок трассы - это 10км езды по городу, с множеством поворотов. Далее выезжаете на хорошую широкую дорогу вдоль берега моря, где вам дует попутный верер. В этот момент, километров на 20 вы можете проникнуться люжным ощущением того, что велоэтап в Копенгагене быстр и прекрасен))) Но вы еще заплатите за эти свои мысли дальше. Мышцы пришли в себя, я работаю в комфортном для себя режиме и на моем новом компьютере Garmin Edge 1000 как в научной лаборатории все показатели моей работы - скорость, средняя скорость, дистанция, мощность, каденс и т.д. Т.к я не тренировалась с датчиком мощности до этого, он для меня в данный момент был не более, чем дорогим компьютером. Для того чтобы показатели мощности имели для вас полезное значение, и помогали рассчитать силы на дистанции, необходимо знать свои индивидуальные зоны мощности и периодически повторять это тестирование. Зимой я проходила тест на мощность в штатах, и моя память смутно напоминала мне, что мощность 175-185Вт на 180км( мой вес 54кг) будет для меня «нот бед» если брать за основу мою зимнюю форму. Но это был тест на станке Такс, которые любит завышать выдаваемую мощность процентов на 5. Решила не принимать эти цифры близко к сердцу, но все же иногда сверяться с компьютером, в случае возникновения вопросов. Хочу сказать сразу. Мне нравиться выступать в категории ПРО, потому что это дает вам возможность поучаствовать в совершенно иного рода гонке, неджли езда плотным парафозом и бег в толпе а-ля «час пик в метро», как это происходит у основной массы любителей. Но на этой гонке с этим был явный перебор)) Как я отметила, любители, стартующие сразу за нами, имели мало шансов догнать нас. Так и произошло. В связи с этим, т.к я выплыла минут на 7-8 позже основной массы женщин про, я ехала совершенно одна. Иногда мне вообще казалось, что для меня перекрыли эту трассу. Вначале это было круто, но когда трасса с крупного шоссе свернула на мелкие полевые велосипедные тропинки и ветер подул прямо в лицо, гонка показала себя с другой стороны. Первый круг удалось проехать достаточно бодро, но на втором стало совсем тяжко. Мне казалось, что против ветра я совесм не продвигаюсь вперед, силы были на исходе. Я несколько раз думала о том, как надо сойти. Это было уже почти готовое решение в моей голове, и я не могла освободить свою голову от этих тормозящих меня мыслей. Судя по всему я выплыла последней и за вело так и не догнала никого. После таких тяжелых плоских, холодных и ветрянных велоэтапов мне как правило не бежиться. Значит и на беге рассчитывать нечего. Я не смогу обновить личный рекорд и я не попадаю в призы, стоит ли мучать себя дальше? Все эит мысли крутились у меня в голове и я не могла их выгнать. Если бы в тот момент кто-то мог подсказать мне, что я еду 6ая, а не 10ая, то это бы мгновенно поставило бы все на свои места в моей голове. Я никогда не сойду с гонки, если есть возможность быть в призах, уж извините)) Но этой информации у меня не было, и я, сердясь сама на себя, продолжала медленно впадать в депрессию. Я хорошо знакома с собственными странностями и не плохо разбираюсь в спортивной психологии. В принципе, я могу реабилитировать сама себя из любого состояния, но на это уходят силы и время, которые вы должны были посвятить активному давлению и подтягиванию педалей. По мимо призовых денег, которые мотивируют меня всегда( не сочтите меня Скруджем, просто моя личная философия заставляет меня считать, что у любой деятельности, требующей приложения значительных усилий должны быть материально ощутимые результаты труда) у меня есть ряд других приемов к самомотивации. В случае схода с гонки ломается весь цикл подготовки. Вы делали тейпер перед гонкой, вы планировали неделю или две отдыха после. Все это потому, что в планах была максимальная соревновательная нагрузка. От которой вы неожиданно отказались. Отсутствие мотивации потерпеть еще несколько счасов приводит к тому, что весь цикл подготовки требует полного пересмотра. Эта мысль вводит меня в такой ужас, что я готова завершить гонку хотя бы ради этого Кто хотя бы однажды сходил с гонки, знает, какое отвратительное ощущение будет сопровождать вас в течении следующих дней. Еще более острым оно будет в компании ваших друзей, которые с пивом ипиццей после финиша будут отмечать успехи прошешей гонки. В этот момент вы будете четко уверены в том, что любой финиш лучше DNF. Если только вы не упали без сознания где-нибудь на обочине дороги, то вы никогда не можете точно знать, как сложиться гонка дальше. После неудачного велосипеда может быть фееричный бег. Вы можете разбежаться на второй 20ке, хотя первую еле волочили ноги. Возможно все. Ну и конечно пердставте себе всех тех людей, кто готовился именно к этой гонке целый год, а может и два (если вы сами такой человек, не думаю, что у вас могут возникнуть проблемы с мотивацией) и как они будут стойко двигаться к финишу, сжав зубы, даже если у них сломается велосипед, порвется гидрокостюм и начнется расстройство желудка на беге. В этом смысле мне всегда помогают мои ученики. Они всегда борятся с обстоятельствами до последнего и я точно знаю, что они не сходят с гонок из за того, что «не пошла нога» или «не было мотивации» и мне, как тренеру, будет невозможно объяснить им, почему так делаю я. Ну и последнее. Вы не можете сойти с гонки БЕЗ ОБЪЕКТИВНОЙ ПРИЧИНЫ. В противном случае это будет признание победы вашей головы над вашим телом, что автоматически низвергает вас со статуса спортсмена-триатлета до статуса слабого человека, у которого пошаливают нервишки. Конечно, все мы в состоянии придумать себе причину. Но спорсите себя, та ли эта причина, из за которой вы не в состоянии больше двигаться? Есть конечно исключения, и есть прагматичные профессиональные расчеты, позволяющие вам сойти с гонки без такой приины. Но обычно о них вы знаете еще до старта. Они не возникают в голове в процессе гонки (пример - спортсмен стартует с травмой. Заранее продумывается стратегия - если боль будет такой то и такой-то - я схожу. Если все будет терпимо - бегу. Второй вариант - если не попадаю с большой долей вероятности в ТОП3 то схожу и выступаю на другой гонке через 2 недели) Когда я выходила на старт, в моем плане на гонку небыло подобных ремарок. Я не рассматривала возможность схода. Значит, ее не может возникнуть и в процессе гонки. Если я только не упаду и не сломаю себе шею. Значит в данный конкретный момент я должна очистить свою голову от подобных мыслей и заняться работой. Вот такая ципочка рассуждений и самовнушения прокрутилась у меня в голове от 100 до 120 километра дистанции. Сами понимаете, в нормальном состоянии голова спортсмена должна быть чиста, и заполнена только цифрами мощности, пульса, собственной позиции относительно конкурентов и немножко сладким предвкушением финишной черты. На время гонки вы должны превратиться из человека в мощную но экономичную и умную машину. Итак, 120км. Мне кажется, что я уже не еду, но стою на месте. Но взглянув на показатели мощности, я понимаю, что они вовсе не упали. На самом деле, датчик мощности стал моим единственным спасением на этой одинокой гонке. Хоть я и не была точно уверена, на каие цифры стоит ориентироваться, но это была хоть какая то объективная информация. Мой внутренний психолог гноворит мне, что волевые усилия надо приложить всего лишь на протяжении 40ка км. После 160км финиш сам притягивает вас своей магической силой, и воля там практически не нужда. Так же мне известно, что есл вы решили сойти в транзитной зоне, то на 90% вы по инерции оденети кроссовки и побежите. Так уж обычно получается. Так что потерпеть остается последние 40км велоэтапа. И тут…о чудо! Меня догоняют четверо любителей и Паша в их числе. Такое происходит уже вторую гонку подряд. Не стоит думать о злостном драфтинге, но когда вы 120 км проехали в полном одиночестве, до даже вид чужой спины впереди вас может сыграть с вами просто волшебную штуку. Теперь есть хоть какой то ориентир и мотивация. Мне сразу стало легче и я начала работать. Кто то из мужчин периодически отставал, кто то догонял нас. Теперь я видела, что на гонке есть другие участники, кроме меня. После выезда на шоссе с мелких полевых велодорожек группа растерялась кто куда, но тут уже встречались другие одиночные участники и вдоль трассы стояли болельщики. Да и до финиша оставалось не так много. Паша всегда был в переделах видимости. Он быстрее спускался с горок, а в холм я снова приближалась к нему. И вот осталось последние 20км. Пошел сильный дождь. Как я их ехала, что было вокруг - я уже не помню. Знаю только, что в транзитку мы въехали почти одновременно Того велоэтап со временем 5.13(лучше моего личного рекорда на 6 минут), средней скоростью 34 км ч и средней нормализованной мощностью 178Вт (надо же, я почти точно угадала свои границы))
Я никогда еще не была так рада окончанию велоэтапа. Интересно, как же сложится сейчас бег? Я быстро одеваю кроссовки и выбегаю. Ноги, как ни странно, легкие. Намного легче, чем в Ницце, где полседние 40км почти всегда едешь под спуск. Начинаю бег. Вокруг красивейший город и просто толпы болельщиков. Господи, как же это круто!!!! Вот за что я люблю айронмен!!!! Улыбка расплывается на моем лице и не сходит с него ни на минуту на пртяжении по крайней мере первых 10ти километров бега. Бег в Копенгагене просто велсиколепный. Первый километр в районе 4ех минут. Это в моем стиле))) Обычно могу взять себя в руки начиная со второго километра. На втором забегаю в синюю кабинку и после нее жизнь становиться еще прекраснее, а ноги еще легче. Бегу по 4.17-4.22 первые 5км в зависимости от направления ветра. Что то слишком быстро. Не ожидала, что смогу тут пповторить бег Ниццы, а сейчас бегу еще быстрее. Но это не требует от меня никакого напряжения. 10км. Средний темп быстрее 4.25 и кажется, что бегу легкий кросс в удовольствие. Становиться страшно. Что будет дальше? Я уже посчитала, что мне достаточно пробежать марафон быстрее 3.20, чтобы улучшить свой личный рекорд. Если первые 20км я выдержу в таком же темпе, то результат будет в районе 3.15, как бы меня не накрыло потом
Подбегаю к отметке 20км. Обычно в этот момент вы уже должны чувствовать, как падает ваш темп при сохранении тех же устилий. Бегу по прежнему по 4.25 и темп совершенно не собирается падать. В принципе, если первая 20ка позади, и у вас остались силы, то дальше можно делась все, что захотите. Я продолжаю бежать в том же темпе, не чувствуя усталости и думаю, что такого не бывает. Шарашить первые 20км и добегать вторую половину марафона - это устаявшаяся тактика почти всех про на айронмене. Плохо это или хорошо, но это факт. Посмотрите сплиты с любой гонки - и вы сами убедитесь в этом. НЕ возможно пробежать марафон ровно, без падения темпа. Если только вы не бежите с огромным запасом. Такой шаблон был в моей голове. Тем временем я пробежала отметку 25км. Темп колебался в зависимости от участков трассы, но он до сих пор был быстрее 4.30 на км. Это невероятно. Но бежаться стало даже лучше.
30 км. Можно сказать, марафон закончен. Да, у марафонцев он начинается на этой отметке, но когда у тебя за плечами 8-9 часов работы, то тебе жадется, что ты бежишь про красной финишной дорожке. Но марафон все же пришел ко мне в районе 35км, как к добропорядочному марафонцу, а вовсе не триатлету. Это были единственные 5 км, которые я хоть как то терпела на этом марафоне. Самое худшее, до чего упал темп, это было 4.40. Но это были всего 5км. На 40км я взяла себя в кулак и побежала на финиш в преждем темпе - 4.30 на км. Но финиш оказался не совсем там, где должен был быть. Набегали мы лишние метров 200 или 300. Это не так важно, но если бы не они, то у меня получилось бы разменять красивую цифру 3.10. В итоге 3.10,59 и мой самый быстрый, самый ровный и самый легкий марафон в Айронмен. Финишное время - 9.38,42. На 11 минут лучше моего личного рекорда и 5 место в абсолюте и среди женщин профессионалов! Вот так в жизнь предварился мой самый лучший сценарий по развитию гонки, о корором на старте я уже и не мечтала Теперь представьте себе, что с этой гонки я могла бы сойти, или вовсе не выйти на старт. Это кажеся чистой воды бредом. А если представить, что на велоэтапе все свои силы я бы приложила к работе, а не к борьбе с самой собой? А если бы на старе я была бы настроена на эту гонку, как на самую главную и единственную, где «если не сейчас, то когда?» Сценарий возможно мог бы быть еще более успешным. Но я всем более чем довольна. Это очередной хороший урок, подтверждающий все морали, которыми я убедила себя оставаться в седле. Никогда не давайте своей голове победить ваш дух! А лучше - находитесь с ней в полном гармонии и единстве. Мне кажется, именно в этом и кроется ключ к успеху в нашем нелегком спорте! P.S Так же хочу поздравить с финишем в этой не простой гонке свою ученицу Таню Быховскую. Она сделала свой первый Айронмен. Тане Было тяжелее многих, ведь она еще меньше и легче меня. А значит, и вода для нее была холоднее и ветер сильнее. Но я четко знала, что во что бы то ни стало я увижу ее на финише, счастливую и с медалью. А значит и мне невозможно выбрать другую дорогу! Таня, you are an IRONMAN!!!!!!
P.P.S за эту гонку я заработала 2000 долларов призовых, и удержавшись от соблазна спустить их в первом шоппинг центре на моем пути, принимаю героическое решение купить наконец-таки себе измеритель мощности ( на гонке я ехала на Пашином колесе с датчиком во втулке) Это очень полезная вещь и в гонках и в тренировках, я не могу далее отставать от прогресса=)) Пишу это не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы не передумать=) теперь дороги обратно нет) спросите у меня через месяц, где мой измеритель мощности)))!