- Отчеты
- 03 сентября 2014
Ironman Copenhagen 24.08.2014
Очередной отчет про очередной старт. Выделяет этот старт лишь то, что это мой первый Ironman, к которому я шел два года. В отчете будет описание ощущений от прекрасных соревнований Ironman Copenhagen 2014 и немного самоанализа :)
Преамбула Пару месяцев назад Виктор Жидков устроил опрос — «кто привел вас в триатлон?». На тот момент я не мог вспомнить как все начиналось. Но недавно я перечитал свой первый пост на трилайф и оказалось, что в триатлон я пришел благодаря статье Михаила Иванова, опубликованной в группе издательства МИФ, на которую я был подписан. Мой первый пост датируется 15 июля 2012 года. Думаю, именно эту дату я могу считать началом своего tri-пути :) Вообще, trilife-удивительный ресурс. Читая его можно наблюдать персональные истории людей от полного «нуля» до ironman. На самом деле это очень интересно. Вот так и я проделал весь этот путь вместе с этим сайтом, за что хочу выразить благодарность всему нашему сообществу. В первую очередь за ту мотивацию, которую создают люди своим примером, совершая, казалось бы, невозможные вещи. Тогда, в 2012 году я загорелся триатлоном. Тут же зарегистрировался на веста-банк 3sport спринт, к которому подготовился за месяц. После чего окончательно понял — это мое. В 2013 году уже пробежал свой первый марафон и прошел первую полу-железную дистанцию. В этом году пробежал свой второй марафон, вторую полу-железную и первую железную дистанцию. Все это время готовился без тренера, стараясь черпать знания из книг, интернета и советов более опытных спортсменов. На этом сайте часто возникает вопрос — через сколько нужно делать первый Ironman? Лично я сразу поставил себе довольно консервативную планку в два года. Сделав через год свой первый half-ironman за 5:19, я думаю что и полная дистанция была бы мне под силу на тот момент, но я ни сколько не жалею, что не стал торопиться. То удовольствие, которое я получил за это время, тот опыт и те ощущения, с которыми был пройден первый ironman, однозначно этого стоили. Это точно не та цель, где надо торопиться. Поэтому мой совет новичкам будет очень простой — возьмите столько времени сколько вам нужно. Кому-то будет достаточно и года, а кому-то и трех будет мало.
Немного статистики Всего у меня ушло на подготовку 553 часа, за которые я сжег 456566 ккал и пробежал/проехал 6675 км. С плаванием у меня как-то все сразу получалось неплохо. Прошлый год основные усилия я прикладывал к бегу. В этом году я сосредоточился на велосипеде. За 2014 год я потратил на тренировки 259 часов, пробежал 1030 км, проехал на велосипеде больше 2882 км и сжег 222987 ккал. Самая длительная тренировочная неделя была в мае и составляла 19,5 часов, включая 13-ти часовой бревет. Не считая этого, самая объемная неделя включала в себя 14 часов тренировок. В основном — около 11 часов в неделю. Бюджет на всякое триатлонное оборудование давно перевалил за $10к.
Путь в Копенгаген С регистрацией на соревнования, а также организацией всей поездки мне помогала супруга. Ну как помогала, она полностью взяла на себя и регистрацию и организацию всего нашего путешествия длиной в 6000 км. Я лишь при выезде из Москвы спрашивал в какую страну мы сейчас едем. В итоге мы проехали через Беларусь, Польшу и Германию и остановились на несколько дней в Чехии. Кстати, Чехия оказалась довольно горной страной. Только тут я осознал, что малый круг в Крылатском — это не горы и даже не холмы - это так, рельеф :) Взяв в аренду КК велосипед, я впервые столкнулся с тем, что заезд в гору осложняется двумя вещами — либо прокручивается заднее колесо при подъеме, либо ты просто падаешь назад, если сидишь в седле. На шоссе также был удивлен существованием многокилометровых подъемов с 10-12% градиентом, что даже на 34х28 крутить устаешь. В общем, хорошая страна Чехия :) Ну и наконец пересекли Германию и въехали в Данию. Сперва Копенгаген мне совсем не приглянулся, но чем больше времени я там проводил, тем больше он мне нравился. Потрясающая вело-инфраструктура, хороший дизайн, хорошее отношение к собакам, в общем близкие мне ценности. Из минусов — совершенно невнятная кухня и высокие цены. К счастью супруга через airbnb сняла для нас потрясающий трехэтажный таунхаус буквально в паре километров от старта, а так как поболеть за меня приехали еще и наши родители, стоимость этого жилья для нас была на уровне самых бюджетных местных хостелов. Кроме этого, мы привезли с собой пару кило отличных цельнозерновых макарон, так что проблем с питанием перед стартом я не испытывал. За день до гонки встретились со всеми одноклубниками и сделали большую клубную фотографию в классных футболках, сделанных специально к этому старту. Перед этим прошел регистрацию, поплавал и немного покатался на велосипеде. Вода оказалась весьма бодрящей. Её температура по разным показаниям была в районе 16 градусов. При такой температуре от резкого погружения у организма бывает шок, поэтому обязательно нужно немного поплавать до старта, чтобы тело привыкло. Некоторые спортсмены наоборот не лезут перед стартом в холодную воду, чтобы не мерзнуть. Зато потом, когда дают старт, удивляются почему у них сбивается дыхание и не получается нормально плыть. Затем пришло время ставить велосипед в транзитку. Так как это был мой первый зарубежный старт, транзитка на 3000 человек произвела на меня серьезное впечатление. Повсюду стояли нереальные космолеты и мой вполне себе великолепный, но шоссейный BMC выглядел весьма скромно на фоне окружающих меня разделочных истребителей. Накачал колеса, поставил бутылки с едой, залил воду. Прошел с ребятами всю транзитку, чтобы запомнить куда бежать после выхода из воды — это очень помогает потом. Обязательно надо пройти и дотронуться до всех ключевых точек, тогда точно не заблудишься. Периодические порывы шквального ветра несколько напрягали. Как планировали ехать люди на дисках было вообще не понятно. Вечером дома съел пятую пасту за день и лег спать пораньше. Наверное, это был первый в моей жизни старт, когда я так потрясающе выспался накануне, проспав более 9-ти часов. Проснулся вовремя и без будильника — кааайф :). Спокойно все проверил еще раз, покушал привезенной из дома овсянки (вот оно преимущество путешествия на автомобиле — можно кучу всякой ерунды с собой брать) и отправился пешочком на место старта. Пришел ровно к выстрелу пушки, дающей старт профессиональным спортсменам. Полюбовался быстро удаляющимся косяком профиков и отправился в транзитку проверять вел и переодеваться. Заметил весьма забавную вещь, что наиболее типичным зрителем была блондинка с насосом в руках и рюкзаком Ironman :). Отдал насос супруге и она стала полностью соответствовать описанному образу. Стартовал я в последней волне в 8:05. Это имело и плюсы и минусы. К плюсам можно было отнести то, что это давало час дополнительного сна, к минусам — на велосипеде придется обгонять слишком много людей.
Старт Через несколько минут я уже стоял в первом ряду на пляже, готовый к старту. Ведущий спросил кто из этих смельчаков впервые участвует в Ironman. Из первого ряда руку поднял только я, словив несколько удивленных взглядов соседей. До старта оставались считанные секунды. Сложно словами передать эмоции, которые испытываешь в такой момент. Когда вот-вот начнется испытание, к которому ты долго шел, долго готовился, но совершенно не знаешь что тебя ждет во время него, как твой организм отреагирует на эти нагрузки, сможешь ли ты выполнить план или хотя бы просто дойти до конца? Встаешь в стартовую стойку, готовый в любую секунду сорваться с места и быстрее всех бежать в воду, чтобы выплыть в голову косяка и без давки пройти первые буи. Внезапно звучит сигнал и гонка начинается. Первые 100 метров работаю на 100% - надо постараться вырваться. Однако понимаю, что переоценил свои силы и попадаю в самый центр рубилова. Думаю, это всем знакомо — руки, ноги, головы, брызги. Около первого буя, расположенного метров через 200, давка усиливается. Но вот буй пройден и все равномерно распределяются по фарватеру. Лидеры уплывают вперед и я принимаю решение не держаться за них, а плыть в своем темпе. Основная установка на гонку — финишировать, а не ставить скоростные рекорды, поэтому ищу свой комфортный темп. В ноги никому не удается сесть — либо слишком быстро, либо слишком медленно. Из-за этого начинаются мои вечные проблемы с навигацией. Метров через 400 врезаюсь в лодку сопровождения и понимаю, что довольно далеко отгреб от основного косяка спортсменов. Возвращаюсь и начинаю чаще смотреть на буйки. В целом, плавание было отлично подготовлено. Все буйки были хорошо видны и всегда было понятно куда надо плыть. В какой-то момент обнаружил, что начинаю все чаще обгонять желтые шапочки — это предыдущая волна в 7:55. Еще через какое-то время начинаю обгонять синие шапочки — это волна на 7:45. Впервые в жизни натираю себе шею гидрокостюмом. Видимо, сказывается соленая вода и постоянные попытки следить за направлением движения. Через какое-то время до финиша остается 200 метров. На часах вижу время, судя по которому я плыву уже 1:07. Ого! Я планировал плыть никак не больше 1:05, а теперь из 1:10 выйти бы... Ускоряюсь на финише и довольно комфортно завершаю плавание. Пока бегу в транзитку, супруга кричит мне мое время — 1:03:40 (средний темп 1:38 на 100 метров), средний пульс 151 уд/мин. Удивительно, т.е. это либо часы врали, либо я неправильно увидел время. Тем не менее радуюсь, что не вышел из плана и бегу переодеваться.
Т1 Палатки для переодевания забиты людьми, свободных мест нет. Сажусь на асфальт прямо у входа и пытаюсь оперативно переодеться. Так как вероятность дождя на велоэтапе стремится к 100%, одеваю велобахилы. Они не застегиваются. Я их все равно застегиваю. В общем, в транзитке я прокопался 8 с лишним минут. Долго даже для меня, хотя у меня по жизни беда с ними :) Ловлю stop-n-go на выходе за незастегнутый шлем. Но все же прорываюсь к велосипеду и выезжаю.
Велоэтап Велоэтап запомнился своим нудным выездом из города. Множество поворотов, нигде не разогнаться. Работаю консервативно, не тороплюсь. Первые 45 км по плану максимальный пульс не выше 145. Меня обходят пачками, но терплю, не разгоняюсь. До этого я всего два раза бегал марафоны и оба раза мне было тяжело. Поэтому бежать марафон после велосипеда было банально страшно. Зная себя, зная что я люблю зарубиться на гонке, всеми силами сдерживаюсь. Выехали из города и едем вдоль моря. Вот тут было прекрасно! Крейсерская скорость около 37 км/ч, кааайф. Что меня удивило, так это то, что датчане очень плохо едут в подъемы. На всех горках я обгонял местных пачками. В любой мало-мальский торчок, они встают на педали начинают пыхтеть как паровозы. Видно что им тяжело. Уж не знаю почему, ведь в Москве тоже не горы, но подъемы прохожу легко, обходя множество людей. Затем начинается отвратительный участок проселочной дороги. Крутые повороты, холмы и жуткий порывистый ветер. Машина скорой помощи несколько раз проезжает мимо. На обочинах лежат упавшие спортсмены. Ехать страшно. В этот момент подумалось, что неплохой идеей было ехать такую гонку на шоссере, т. к. есть возможность держаться за низ барана и контролировать велосипед, оставаясь в довольно аэродинамичной позиции. Ни о каком варианте полежать на аэробаре речи даже не идет. Замечаю, что из домов, расположенных вдоль трассы, выходят люди, болеют и поддерживают участников соревнований. Многие из них выставили на улицу стулья, гриль и т. п. Очевидно, это довольно заметное событие для местных жителей. Но вот выезжаем на широкое шоссе и начинаю опять набирать скорость. Через какое-то время начинается подъем, вдоль которого стоят толпы людей. Я никогда не испытывал такого! Ты едешь по подъему метров 100-200, а вокруг множество болельщиков и все приветствуют тебя! От этого захватывает дух, конечно. Ради таких моментов мне хочется ездить на старты в Европу. Останавливаюсь около супруги, меняю бачок с питанием. На гонку я подготовил два бидона, в каждом из которых было по 10 гелей Арена+, разведенных водой. Один я поставил на велосипед в начале гонки, а второй попросил супругу передать мне на пункте питания. Она героически вовремя добралась до этого пункта питания, который располагался в пригороде Копенгагена и успешно вручила мне мою еду. С этого момента начиналась вторая половина велогонки. Здесь я уже мог позволить себе ехать чуть быстрее. Обгонять начал уже чуть чаще. Видно было, что многие устали на первой половине, а я был еще свежим. Тем не менее, ошибку Выборга решил не повторять и продолжил ехать в 1-2 пульсовых зонах. Предстоящий марафон сильно давил на психику. Кстати, еще одна из сложностей Ironman, о которой я ничего не знал — это количество участников на велоэтапе. Соблюдать дистанцию в 10 метров на первом круге задача близкая к невозможной. Я старался делать это как мог, но количество людей было насколько большим, что чаще дистанция была метров 7. Также сложности были с обгоном. Самому произвести обгон было довольно не просто, так как меня тоже постоянно кто-то обгонял. Я же, как человек с врожденной вежливостью, ждал пока меня обгонят, прежде чем начать обгон самому. Иногда ждать приходилось долго, т. к. вереницы обгоняющих растягивались на много метров. Некоторые участники, правда, подобным тактом не обладали. Нередки были ситуации, когда я обгонял и вдруг передо мной резко перестраивался кто-то и начинал не торопясь набирать скорость. Тем не менее, все хорошее рано или поздно заканчивается и подошел к концу велоэтап. Ноги чувствовали свежесть, шея же в унисон со спиной молили о пощаде. Время этапа 5:40:29 (средняя 31.76 км/ч), средний пульс - 136 уд/мин. План был проехать за 5:30, но 5:40 это в целом ок. Зато сберег ноги.
Т2 Вторая транзитка была пройдена за 3:36, что меня в целом устроило, с учетом того, что я зачем-то еще и носки переодел на беговые.
Бег Первые 7 км бежалось отлично. Средний темп в районе 5:20, было легко и комфортно. Я бежал, любовался городом, и получал настоящее наслаждение от всего происходящего вокруг. Схему питания на бег я не прорабатывал и планировал питаться в зависимости от самочувствия. В результате схема была такая, что на каждом пункте питания я выпивал один стакан колы и каждые 10 км съедал один гель Арена. В какой-то момент пошел дождь. Мне стало очень жаль болельщиков. Ведь нам, бегунам этот дождь был только в кайф, болельщики же откровенно мерзли. Невероятное впечатление на меня произвел участок трассы под мостом, где во время дождя скопилось множество зрителей. Каждый раз пробегая там, я чувствовал себя какой-то звездой спорта, т. к. уровень поддержки был потрясающий! И вообще вдоль всего 10-ти километрового круга стояли зрители. Это очень круто и очень мотивирует. Особенно запомнилась наша команда болельщиков с флагами, которые каждый раз взрывались овациями, когда мимо пробегали спортсмены из России. После 7—го километра начала болеть нога, которую я повредил несколькими днями ранее в Чехии, и километру к 14-му я уже не мог наступать на всю стопу. Темп упал до 5:40. Правой ногой я бежал на всю стопу, а левой мог наступить только на носок, чтобы пятка ни в коем случае не касалась земли. Техника бега приводила в недоумение соседей по бегу. Удивительно, но при этом я иногда даже обгонял. Я бежал и думал что мне делать. Бежать марафон с непривычной и весьма экстравагантной техникой — дело опасное и непредсказуемое. Я понимал, что мышцы, неподготовленные к такой нагрузке, могут просто отказать в любой момент и мне придется сойти. А когда ты проделал такой путь, когда тебя приехала поддержать вся твоя семья, вариант схода выглядит особенно удручающим. Я решил что буде бежать пока смогу. Если не смогу бежать, буду идти. Не смогу идти, буду ползти, а если не смогу ползти, то лягу и буду лежать в направлении финиша. DNF для меня в тот момент действительно был неприемлем. Еще километров через 5-7 я попробовал поменять технику бега. В этот раз я наступал на пятку и носок, но ногу ставил поперек хода движения :) В этом случае боль также была небольшой, но техника становилась катастрофической. Темп упал еще больше, почти до 6 минут на км. Я бежал техникой парализованного орангутанга, распугивая окружающих. На 22-м километре меня озарила гениальная идея обратиться в палатку за медицинской помощью. Я зашел внутрь. На скамейке лежал человек, закутанный в одеяло из фольги. Улыбчивые медики поинтересовались чем они могут мне помочь. Заморозка ноги заняла бы 20 минут и я от нее отказался. Поэтому мне дали пару таблеток парацетомола и отправили дальше. Как ни странно, таблетки начали работать! Через 5-7 километров меня начало отпускать. К середине третьего круга я уже понял, что добегу. Сил было еще полно, самочувствие было отличным, а когда боль начала уходить я воспрянул духом. На последнем круге я отправил семью на финиш и смог немного ускориться. И вот я бегу по финишной прямой! Голос в динамиках бурчит что-то про Ironman, мне вешают медаль на шею. Все! Я пока еще не верю, что все закончилось. Я — челвек-утюг (С) Рома Угрюмов :) Сразу же иду искать семью, которые ждали меня на финише. Марафон я закончил за 3:50:14 (средний темп 5:27 мин/км), средний пульс 142 уд/мин. Вся дистанция заняла у меня 10:46:15.
Послесловие После финиша я чувствовал себя отлично. Так как обезболивающие еще действовали и я мог нормально ходить, я спокойно забрал все вещи из транзиток и отправился домой. Немного жаль, что не дождался финиша других участников и награждения, но мне было жаль моих болельщиков, которые и так устали за этот день. Результатом, конечно, я остался доволен. Задача максимум для меня была выйти из 11-ти часов, задача ок — выйти из 12-ти и задача минимум — просто финишировать. Гонка для меня оказалась легче, чем я предполагал. Удивительно, но мой Polar посчитал уровень физической нагрузки на организм меньше, чем была на Выборгмене в этом году. Вот что значит пройти гонку в комфортном режиме. Как позже выяснилось, с ногой случилось воспаление сухожилий. В целом ничего критичного, но несколько недель придется полечиться. Честно говоря, я всегда держал в уме отчет прошлого года Максима Гончара. В этом отчете Макс писал про тяжесть полной дистанции и про то, что формат половинки его вдохновляет больше. Я был на 100% уверен, что после финиша я буду полностью разделять его мнение. Однако сейчас я удивил сам себя, так как я серьезно думаю о повторении полной дистанции в следующем году, хотя до Копенгагена я этого совсем не планировал. Несколько грустно, что этот большой этап моей жизни закончился. Сверхцель, которая вдохновляла и мотивировала меня последние два года выполнена и внутри есть некоторое опустошение. Совершенно справедливо написал Миша Ульянов, что надо обязательно ставить новую Сверхцель, чтобы не заржаветь. Но сейчас я еще в поиске этой цели. Возможно, это будет выйти из 10-ти часов на Ironman (сейчас я хотя бы понимаю как это сделать). Возможно, это будет что-то вроде Transalp. Возможно, это будет какой-то ультрамарафон. Я пока еще не знаю. Единственное, что сейчас я очень четко понимаю, что Ironman это не конец, это скорее начало в мире любительского спорта. Это-что то вроде диплома выпускника ВУЗа в спорте: после него начинается самое интересное. Что я точно хочу поменять — это как-то более гармонично вписать спорт в свою семейную жизнь. Я понимаю, что за время подготовки я очень много времени взял у своей семьи и многим жертвовал ради этой цели. Я хочу в первую очередь научиться более гармонично совмещать спорт и личную жизнь. Ведь без поддержки семьи я едва ли смог бы пройти весь этот путь от полного нуля до Ironman.