Наверное, все началось с велосипеда. Каждый август мы с группой мазохистки настроенных товарищей, широко известной в узких кругах как Angry Boys, посвящаем неделю преодолению велосипедной гонки Haute Route (http://www.hauteroute.org/about). Два года назад мы проехали Haute Route Alps, в прошлом - Haute Route Dolomites, в этом - Haute Route Pyrenees. Каждый раз по завершению гонки мы торжественно клялись никогда больше не участвовать в подобном самоистязании, выставляли велосипеды на eBay и тут же записывались на новую серию. К сожалению, серии за три года закончились (то есть мы их все проехали), а острое желание, потея и проклиная все на свете, карабкаться к вершине осталось. К тому же, имея цель продвинуться в командном и личном зачете, мы не очень-то успевали наслаждаться окружающими горными красотами - в основном мы созерцали потные шорты предшественника в пелотоне, боясь вывалиться из “электрички” (каждый велогонщик знает, что этот страх преследует тебя даже во сне). А так хотелось красоты и единения с природой!
На счастье мы открыли для себя горный бег. Лично для меня это произошло случайно - в прошлом году мой друг Андрей Добрынин неожиданно остался без партнера на Transalpine Run (http://www.transalpine-run.com) и попросил меня бежать с ним в паре. Несмотря на мои вялые возражения, что бежать сразу же после финиша семидневного Haute Route отдает безнадежным безумием, мой друг был непреклонен, и уже через пять дней мы продирались через дождь, снег и грязь по Западному маршруту. Повторяться не буду - Андрей прекрасно описал этот восьмидневный опыт в своем прошлогоднем отчете. Скажу лишь, что ежедневно созерцать таблички “45 km to finish” посреди уходящей в небо грязевой тропы нам показалась недостаточно депрессивно, и мы решили узнать, что такое ультратрейл.
Один мой знакомый, по настоящему одержимый бегун, сказал, что ультратрейлов много, но есть среди них один, самый главный, самый крутой и самый желанный. Это Ultra Tail de Mont Blanc, или UTMB (http://www.ultratrailmb.com/en/). Цифры поражают воображение: 170 км (на всякий случай уточняю - за раз!), 10 000 метров вертикального набора, 2300 участников. Это единственный трейл, для регистрации на который надо собирать тяжело дающиеся очки, а потом еще выиграть лотерею. В мире трейла эмблема “UTMB qualifying race” действует как лучшая реклама и способна втянуть безумцев в любую авантюру. Несмотря на то, что условия набора очков с каждым годом усложняются, число подающих заявки неуклонно растет, и шансы выиграть лотерею соответсвенно падают. Для того, чтобы иметь право подать заявку на UTMB, надо иметь девять очков, собранных максимум в трех гонках. К нашему разочарованию восьмидневный Transalpine дал нам всего три очка, поэтому было принято решение повысить градус и концентрацию страданий и перейти на однодневные горные стокилометровые гонки.
Первая из них состоялась в июне в австрийских Альпах и называлась Hochkoenigman (http://www.hochkoenigman.at/en/), в дословном переводе - “Высокий король мужик”. Гонка проводилась в первый раз и мужиков приехало всего около сотни. Нас, накачанных кофеином до предела безумцев с горящей звездой во лбу, собрали в час ночи на главной площади деревни и под звуки Highway to Hell выпустили куда-то в темный лес и вверх. Я не буду останавливаться на подробностях этой гонки, так как не хотел бы ее рекомендовать. Скажу лишь две вещи: обязательно хорошо заряжайте фонари включая запасные батареи, и не записывайтесь на гонки, которые проходят в первый раз. А если записываетесь - не рассчитывайте, что трасса будет адекватно размечена, и закачивайте трек в навигационную программу. И не надейтесь, что данные о трассе будут соответствовать действительности - скорее всего трассу теоретически спроектировали на компьютере, и целиком ее ни разу никто не бежал. В нашем случае трасса оказалась на 12 км длиннее и на 1000 метров “выше” заявленной - что в условиях гор эквивалентно дополнительным трем часам общения с дикой горной природой в полном одиночестве. Короче, спустя без малого 17 часов после старта заветные три очка были у меня в кармане. Немного расстраивала полная изношенность ног и организма в целом - пожалуй, такого тяжелого послевкусия финиша я не испытывал никогда. Поход от сдачи прокатной машины до стойки регистрации неожиданно оказался самым мучительным испытанием этого длинного дня, начавшегося 24 часа назад на стартовой линии. На бегом спешащих на рейс людей было физически больно смотреть. Неужели я когда нибудь снова смогу бегать? Этот вопрос, несмотря на схожий опыт отходняка после Трансальпа, отнюдь не казался риторическим.
Пролетело лето, а вместе с ним и аномально жаркий IM Frankfurt, и неожиданно сложный Haute Route Pyrenees. 28 августа, мы с Андреем в городе Курмайор с итальянской стороны массива Монблан. 9 утра. Мы в толпе 1900 горных бегунов, с ожесточением защелкивающих палки, ждем старта второй трехочковой гонки нашего сезона: ССС (аббревиатура от Courmayeur - Champex - Chamonix), “младшей” сестры UTMB. Формат: 101 км с вертикальным набором 6100 метров, семь перевалов, пять из которых выше 2000 метров, а два - выше 2500. Атмосфера предстоящей большой битвы, но мы с Андреем по незнанию спокойны. Проехав накануне из Шамони в Курмайор по туннелю за 20 минут, мы пока еще не понимаем, каким длинным будет этот день. Погода отличная, солнце, утром уже больше 20, днем обещают за 30.
Старт. Первые два километра мы плотной толпой бежим по улице Курмайора в сплошном коридоре болельщиков, оглушительно звенящих в альпийские колокола. Потом начинается первая гора: подъем с 1000 на 2700 за 10 км. Пытаться обгонять бесполезно - все поднимаются примерно в одном темпе по узкой тропе. Лучше насладиться утренним видом на итальянскую сторону ледника и завести знакомства с окружающими, ведь эти счастливые люди - твои товарищи по несчастью как минимум до полуночи. За два с небольшим часа подъема узнаю много нового: например, что в прошлые два года всю гонку шел дождь, и финишировало меньше трети участников. Что гонка TDS, которая обходит массив Монблана в обратном направлении - намного сложнее из-за характера рельефа и специфики “покрытия”. Что есть еще культовая гонка Grand Raid Reunion (или “диагональ душевнобольных”) на островах Реюньон, где примерно тот же формат, что и UTMB (164 км и 10 км вертикального набора) проходит в 40 градусную жару и 100 процентную влажность.. В-общем, начинает казаться, что все не так страшно, и у нас просто легкая прогулка на фоне красивой природы. На вершине первой горы - откуда-то взявшаяся толпа болельщиков и первый медосмотр. Красивейший и довольно мягкий спуск.
За два километра до первой большой станции питания слышны рев толпы и музыка. Это первый большой пункт питания. Вообще, на гонке помимо обычных пунктов питания установлены на расстоянии примерно трех часов бега друг от друга пять больших пунктов в огромных тентах-палатках а-ля Октоберфест, как правило в черте какого-нибудь города. Там есть зрители, музыка, группы поддержки, доктора, разнообразная горячая и холодная еда, питье, скамейки и столы. А еще - толпа бегунов, с искривленными гримасами переклеивающие пластыри на мозолях и волдырях, жара от нагретого солнцем тента, комментаторы и операторы, пытающиеся получить как можно более подробную картину нарастающих страданий, и маршалы, постоянно проверяющие наличие довольно обширного списка обязательного оборудования. В-общем, с одной стороны хочется хотя бы несколько минут насладиться едой и отдыхом, с другой стороны - как можно быстрее убраться из этого чистилища.
На 27м километре оказываемся в Швейцарии. Длинный подъем, и вот уже мы видим массив Монблан сбоку. Этот ракурс мне не знаком, ледника не видно. Горы становятся более лесистыми, периодически пробегаем через живописнейшие альпийские деревни с современными домами, собранными из двухсотлетнего дерева. Попадаются относительно плоские участки, на которых удается бежать меньше чем по 5мин/км (практически третья космическая скорость в трейле). Постепенно начинаю укреплять позиции.
В пункт Шампе в середине гонки прибегаю в районе 200 места. Этот пункт - воистину цитадель никуда не спешащих бегунов. В ассортименте большой выбор блюд включая десерты и горячие напитки. Не хватает только дижестивов. Зато есть целая рота уютных кроватей с трогательными одеялами и подушками. Пока кровати вакантны, но очевидно, что через 5-6 часов они начнут заполняться припозднившимися в горах бегунами. У меня в очередной раз проверяют наличие двух фонарей с запасными батареями - значит, близится вечер. После супа с вермишелью, пасты болоньезе и яблочного пирога следующая вершина кажется бесконечной - длинный тягун переходит в часовое карабкание по огромным валунам куда-то вглубь дремучего леса. Понимаю, что план покорить предпоследний перевал засветло и с этим иметь шанс финишировать до полуночи приходится списать как нереалистичный. На следующем пункте перестраиваюсь на ночной режим. До финиша 28 километров - в горах это вечность. Темнеет, полная луна уже высоко, розовый закат красиво подсвечивает ледник Монблан с знакомой французской стороны - значит, финиш не за горами (вернее, не более чем за тремя горами). Но не раньше, чем через пять часов.
Попутчиков уже почти нет - так всегда бывает в длинных трейлах в последней трети. В темноте фонарь периодически выхватывает пары широко расставленных немигающих желтых глаз прямо по курсу: дружелюбные коровы превратились ночью в рогатых демонов, приближаться к которым не по себе. Огромный диск белой луны, уханье сов в полной тишине.. Ощущения острые и скорее всего действительно незабываемые. Трасса в темноте размечена еще более шикарно, чем днем - столбики, воткнутые через каждые сто метров и ленточки на деревьях светоотражающие, тропу видно заранее. Мыслей остановиться и одеть что-то поверх легкой майки нет: совсем не холодно, несмотря на то, что пульс уже выше 140 не поднимается. Вот и последний большой пункт с разухабистой живой музыкой а-ля Gogol Bordello и горячим супом и чаем. Останавливаюсь перебинтовать ноги, так как лопнувший на спуске кровавый волдырь создает серьезный физический и эстетический дискомфорт. Женщина-волонтер радостно сообщает, что последние 1000 метров набора на оставшихся 19 км - сущая ерунда. Втапливаю 7 км по умеренному подъему с ровным покрытием и упираюсь в стену со змейкой огоньков, идущих куда-то в район Кассиопеи. Карабкаться надо по валунам. Вот на этом участке происходит полная демотивация, причем не только у меня. Люди, только что боровшиеся за место в золотой сотне, уже сидят на камнях и общаются кто с родными по телефону, кто с демоническими коровами. Кое-как выкарабкиваюсь на перевал, только чтобы увидеть, что подъем за перегибом продолжается в очередное созвездие. Участок, который я планировал одолеть за 45 минут, занимает в итоге 2 часа. На спуске найти положение ступни, при котором не хочется взвыть, уже практически невозможно. Кое-как спускаюсь-поднимаюсь-спускаюсь до последнего питьевого пункта на верхней станции горнолыжного подъемника, где выясняется, что я 125ый, и дальше спуск уже не очень технический. Припускаю с горы и догоняю всех тех, кто обошел меня на последнем подъеме. Последние 5 километров - почти гладкая грунтовка со смешным уклоном процентов в 10. Добавляю. Последний километр в Шамони, несмотря на второй час ночи, полон зрителей. Невероятно приятные ощущения снова почувствовать асфальт под ногами. Финиш! 16 часов 49 минут, 110 место. Незаметно для себя проглатываю содержимое двух выданных банок пива и вопреки ожиданием не пьянею. А в чем смысл, спрашивается? Ковыляю в отель и всю оставшуюся ночь не могу заснуть от избытка впечатлений и чрезмерной усталости.
Наутро встречаемся с Андреем, и идем забирать мешки с вещами. Погода прекрасная, над нами возвышается шапка знаменитого ледника, воздух заполнен разноцветными парапланеристами. Улицы набиты людьми, с энтузиазмом встречающими тех бегунов, которые, очевидно, воспользовались гостеприимными раскладушками в Шампе. Их неожиданно много. Никто никуда не торопится. Даже когда до конца cutoff time остается две минуты, бегуны, несмотря на наши призывы поторопиться, не ускоряются. И я понимаю почему - ведь в этой гонке для большого количества людей дело не в финишном времени и заветных для нас трех очках, а в преодолении кажущейся невозможной дистанции, в полном единении с собой и красивейшей горной природой, в невероятной атмосферой поддержки. Что касается нас с Андреем, мы собрали заветные девять очков и теоретически готовы к покорению The Real Thing. Необходимость и возможность пробежать еще почти столько же вдогонку вызывает у нас определенные сомнения в собственных силах и желании. Но я думаю, что как только кровавые волдыри на ногах заживут, а колени и голеностопы перестанут нещадно ныть, бесоватые руки опять потянутся нажимать на кнопку “Register now”. Так что продолжение следует…
В завершение традиционно несколько советов тем, кто собирается пойти по этой в прямом смысле кривой дорожке.
- Для сбора трех очков на ССС лучше сделать две гонки - первую на 1 очко, вторую на 2. Тогда безумие будет идти по нарастающей, и вы не узнаете, чем отличается плохо организованный стокилометровый ультратрейл от хорошо организованного. Список qualifying races есть на сайте UTMB.
- Перед гонкой останавливайтесь в Шамони, а не в Курмайоре. С утра из Шамони в приличное время (до 7.30) ходят автобусы, которые комфортно довезут вас прямо к линии старта. Зато после финиша вы спокойно придете в уже обжитую отельную комнату, а не будете дрожащим от усталости голосом объяснять ночному портье, почему вы немного подзадержались с заселением.
- Не сдавайте перед стартом мешок. Чтобы забрать его, вы порядком помучаетесь.
- Если есть возможность, привлеките саппортера. Будет и легче, и веселее, и быстрее.
- Заклейте пластырем все важные для вас части ног. При этом будьте готовы, что все незаклеенные части превратятся в кровавый волдырь. Заранее смиритесь с тем, что ваши родные и близкие будут еще долго стараться не смотреть на ваши ноги.
- Возьмите с собой подзарядку для телефона. Айфон сдуется быстрее вас.
- Не старайтесь оптимизировать вес рюкзака, думая что вы хитро выложите необходимое оборудование после проверки на регистрации. Вас обязательно проверят во время гонки и оштрафуют. Или дисквалифицируют. Маршалы педантичны и бескомпромиссны.
- Не геройствуйте и берите с собой складные палки. Когда за полночь вас начнет штормить на обрывистой горной тропе, вы поймете, что это не лоховство, а необходимое средство для дальнейшего передвижения.
- Каждый раз, когда вам предлагают суп на пункте питания, берите. А лучше возьмите два.
- Подготовиться к такой гонке невозможно. Но обязательно нужно включить в тренировочный план: длинный бег (3-4 часа несколько раз в неделю), бег вниз (для того, чтобы тело было готово к неизбежной боли в коленях и квадрицепсах), бег по пересеченной местности (для навыков постановки ступни). Наверное, поможет силовая работа в зале с упором на икры, голеностопа и квадрицепс (хотя я не пробовал).
- Обязательно поэксперементируйте с обувью на более коротких гонках. В трейловой обуви много нюансов. Проконсультируйтесь со специалистом.