«Лучше гор могут быть только горы…» В. Высоцкий По своей традиции в этом ежегодном произведении я поделюсь с читателями Трилайфа общими эмоциями и впечатлениями от разных соревнований, в которых я поучаствовал в этом году. В этот раз однако это будет не только триатлон, но и другие многочасовые и даже многодневные способы получения удовольствия от непрерывного движения. Лето – это маленькая жизнь и прожить ее хочется красиво! Поэтому расписание на лето 2015 я тщательно планировал заранее, ставя перед собой следующие задачи: 1) клубный старт Трилайфа Ironman Frankfurt, чтобы подтвердить для себя статус железного человека 2) уже традиционная 7-дневная велогонка Haute Route в составе команды Angry Boys для удовольствия 3) ультра-трейлы Hochkoenigman и CCC (Courmayeur-Champex-Chamonix), чтобы заработать 6 очков, необходимых мне для регистрации на Ultra Trail du Montblanc в 2016 году При этом все события были подобраны таким образом, чтобы не мешать друг другу с точки зрения подготовки и восстановления. Hochkoenigman – мой первый DNF Спортивное лето 2015 началось 6 июня с горного забега в австрийском местечке Мария Альм. В прошлом году я сподвиг моего друга Даню Бронштейна поучаствовать в 8-дневном забеге Transalpine Run, который дал нам 3 очка из необходимых 9 для регистрации на культовый забег вокруг Монтблана. Даня посчитал, что тратить по неделе на получение каждых последующих 3 очков – это непозволительная роскошь и откровенная глупость, поскольку существует множество однодневных гонок, которые тоже дают 3 очка. Ну подумаешь 85 км! 5500 м набор? В чем проблема? Справимся! Мы прибыли в жаркую Австрию втроем: Алексей Панферов, Даня Бронштейн и я, чтобы поучаствовать в экзотическом и красивом празднике боли. Старт в полной темноте в час ночи, бег в горах по камням и корням через темный лес. Через полтора часа у меня садится налобный фонарь, и я двигаюсь, спотыкаясь, в пляшущем свете чужих фонарей. Это полный сюр! Адреналин бьет через край. Нет времени остановиться и подтянуть кроссовки, поправить сбившиеся носки. А зря! К 60 км мои ступни превращаются в кашу. Каждый шаг вызывает дикую боль, а скорость движения падает до 3 км/ч. Второй сюрприз – это длина дистанции. Гармин показывает 60, а отметка организаторов – 56 км. На морально волевых я ковыляю еще 3 часа и понимаю, что при такой скорости до конца дистанции мне потребуется еще 10 часов. Кстати, дистанция оказалась 99 км вместо 85! О том, что у меня в кроссовках, думать не хочется. Замаячила перспектива отмены Ironman Frankfurt по причине травмы. На ближайшем пункте питания (по Гармину 69 км) сообщаю организатором о сходе и вызываю такси. Яркий солнечный день. Радость от того, что 13-часовая пытка закончилась, страх, справлюсь ли я теперь на следующей гонке с желанием сойти? Десятки стартов в прошлом. Бывало по разному, но ни одного DNF! Осознание, что 3-х очковых чудес не бывает: если 1 день приносит тебе тот же результат, что и 8-дневная гонка, то стоит задуматься, почему? Самонадеянность в горах наказывается беспощадно. Почему я не проверил, сколько работает фонарь? Почему не заклеил ноги пластырем и не останавливался перешнуровать кроссовки? Риторические вопросы мой русский «авось» оставляет без ответа…
На фоне «короны» Горного Короля. Тяжела оказалась шапка Мономаха! Ironman Frankfurt – жара В течение месяца после моего приключения на трейле в Австрии удалось залечить ноги и 2 недели потренироваться в Испании. Надо отметить, что я для себя давно решил, что не буду крутить велостанок зимой дома в Москве. Согласен, что без этого невозможно прогрессировать в результатах на длинных дистанциях по триатлону. Но спортом я занимаюсь для удовольствия. И если выбор стоит между бесконечными часами в поту перед телевизором и лишними 30 минутами на веле на Ironman, то я выбираю второй вариант. Две недели я катался по красивейшим местам вокруг Жироны по 3-5 часов в день, бегал и плавал в море. Плавание – традиционно мой самый слабый вид спорта. За несколько лет тренировок ничего не поменялось. Я по прежнему плыву 4 км за полтора часа в гидрокостюме. Гидрокостюм – это важно! Без него я вообще никуда не плыву. Чем ближе был старт, тем хуже настроение: прогноз обещал +40С в тени. А это означало, что гидрики могут отменить. Плавание в пресном озере без гидрика – это катастрофа! Предстартовые эмоции смешанные… Дикая жара в городе. Пот течет градом, каплями, ручьями. Толпы сосредоточенных людей в экипировке Ironman. Брифинг на трибунах под прямым палящим солнцем (кто придумал?). Очень сложная логистика с плаванием и Т1 за городом, а Т2 в городе возле финиша. Бесконечное стояние в пробке в душном автобусе по пути на регистрацию вела… Единственная радость и мотивация в этом аду – это компания друзей. В нашей команде Angry Boys было два новичка, делающих свой первый Ironman – Олег Машталяр и Олег Смоли. Им предстояло попробовать себя в непростых условиях.
Перед стартом: невесело Плавание, как я и предполагал, было очень депрессивным. Я встал в задние ряды, думая, что поплыву комфортно, поскольку я самый медленный. Но оказалось, что это не так. Я тут же уперся в волну людей плывущих брассом. Обогнать я их не мог, а сзади накатили другие, и пошла мясорубка, длящаяся вечность. А точнее 1 час 43 мин. На этом моя гонка закончилась. Спешить особо смысла больше не было, потому что добрать 25 мин до Вити Жидкова, с которым мы по дружески соревновались, не было никаких вариантов. Обычно я делаю упор на бег, но когда на солнышке +50С, то основной фокус на том, чтобы не получить тепловой удар и просто финишировать. И вел, и бег прошли спокойно от одного пункта питания к другому с многочисленными остановками, засовыванием льда во все возможные места, обливанием водой и т.д. А когда бежишь расслаблено, то это праздник! Особенное спасибо нашей группе поддержки! Ледяные полотенца на голову – это просто счастье! Итоговое время 11:53 вполне адекватно уровню подготовки, плаванию без гидрика и погодным условиям.
Финиш с улыбкой на лице J Elbrus World Race – тренировка перед ССС Очередной Ironman позади и особых эмоций не принес. Кроме, пожалуй, расстройства от плавания и облегчения, что я наконец-то выбрался из раскаленного Франкфурта. Остался страх перед ультра-трейлом ССС (Courmayeur-Champex-Chamonix), который был запланирован на 28 августа. Еще одна 3-х очковая гонка для квалификации на UTMB. Прошлый квалификационный забег в Австрии, как я уже писал выше, я провалил по причине стертых ног и слишком бодрого темпа в начале дистанции. Старт на Эльбрусе привлек мое внимание тем, что это единственная в России гонка, сертифицированная для квалификации на UTMB. Это означает определенный стандарт качества. Плюс, я никогда не был на Кавказе. Идея совместить тренировку к ССС, где предстояло опробовать превентивное заклеивание ног, более комфортный темп с посещением нового места показалась очень привлекательной. Из трех вариантов забегов я выбрал средний – 46 км с набором около 3500 м. Поездка на Кавказ оставила у меня крайне позитивные впечатления. Прямой рейс Аэрофлота на новеньком Airbus в Минеральные Воды, современный чистый аэропорт, хорошая, хотя и не скоростная дорога до поселка Терскол заняла 3 часа на такси. Отличная гостиница Озон 7 Вершин, сравнимая по качеству с 3*+ в Австрии. Очень гостеприимный, всегда готовый помочь персонал. Завтрак в 5 утра перед стартом накрыли без вопросов. Невероятно красивые пейзажи, не уступающие по грандиозности Монтблану. С погодой тоже повезло: яркий солнечный день с переменной облачностью и небольшим дождиком к вечеру. Организаторы проделали огромную работу, чтобы сделать качественный старт. Твердая пятерка за разметку трассы! В отличие от Австрии потеряться было практически невозможно. Метки были нанесены на расстоянии не более 5 м. Причем трасса часто проходила по довольно сложным, на мой взгляд, техническим участкам при отсутствии каких-либо тропинок. Изюминкой забега для меня было отсутствие воды на пункте питания. Оказалось, что надо брать воду из ручьев! Это было волнительно, тк мой живот очень чутко реагирует на любые непривычные вещи, однако ни в этот, ни на следующий день я никакого дискомфорта не испытал, что говорит о чистоте природы. От красивейших пейзажей и высоты (мы 2 раза в ходе гонке поднимались на 3500 м) перехватывало дыхание! Очень порадовал праздник-фуршет после финиша с музыкой, награждением победителей в каждой категории. Настоящий праздник! Тактика комфортного прохождения дистанции за 10 часов и предварительного заклеивания проблемных мест на ступнях сработала. На следующий день у меня вообще не болели мышцы ног. А небольшие мозоли образовались только там, где я заранее не наклеил пластырь. Полностью страх перед ССС не ушел, но перспектива стала чуть более позитивной!
Снежная вершина Эльбруса скрылась в облаках… Haute Route Пиренеи Вот уже третий год подряд в августе мы с друзьями по команде Angry Boys едем одну недельную гонку из серии Haute Route. В 2013 году мы дебютировали как команда на маршруте Альпы (Женева-Ницца), в 2014 – Доломиты (Венеция-Женева), а в этом году – Пиренеи (Англет-Тулуза). Официальная дистанция в Пиренеях составила 805 км с набором 20100 м за 7 дней. Средняя длина ежедневного этапа около 130 км, если учесть, что 5 день – это раздельный старт в гору длиной 12 км. Недельная гонка – это совершенно иное упражнение как с точки зрения сложности для участника, так и с точки зрения организации логистики и поддержки. В этом году количество участников от команды Angry Boys составило рекордные 14 человек. Можно с гордостью отметить, что это была самая большая команда. Поскольку помимо личного зачета в гонке, также учитывались 3 лучших результата для командного зачета, наша большая компания была разбита по силам на 3 группы: Angry Boys Racing: Константин и Тимур Шимановские, Даниил Бронштейн и Артем Ситников. Angry Boys Smart: Алексей Панферов, Михаил Макаров, Денис Степанов, Олег Смоли и Андрей Добрынин. Angry Boys Wisdom: Олег Машталяр, Антон Большаков, Сергей Макеев, Леонид Богуславский и Алексей Волков. У каждой подкоманды Angry Boys стояли свои задачи: участники Racing Team успешно боролись за место в рейтинге. Smart Team сосредоточилась на ровной работе с разной степенью комфорта. А Wisdom Team прикрывала арьегард гонки от Красного Фонаря – замыкающего профессионального велосипедиста и Метлы – автобуса, куда принудительно сажали не вписывающихся во временной лимит участников.
Рассвет в Англете: команда Angry Boys и Красный Фонарь Помимо участников команды у нас была профессиональная группа поддержки: 2 механика и 3 массажиста из Италии, 2 водителя-массажиста из России и координатор логистики Игорь Таубкин из компании Оле-Тур. Технические средства включали в себя оборудование для мойки и ремонта велосипедов, всевозможные запчасти, 3 минивена и 1 автомобиль. Задача группы поддержки была снять любые заботы с плеч “гонщиков”: с утра мы просто выставляли собранный чемодан и рюкзак с одеждой в коридор возле номера. На пунктах питания нас ждал автомобиль с матрешкой Angry Boys с индивидуальным для каждого гонщика пакетом еды (мы с вечера отмечали на листочке свой заказ). На финише нас встречал минивен с рюкзаками, давая возможность переодеться в теплые и сухие вещи. Игорь заранее приезжал в каждую следующую гостиницу с копиями паспортов, регистрировал всех и следил за тем, чтобы чемоданы были разнесены по номерам. В гостинице механики забирали велосипеды и весь вечер над ними колдовали, приводя их в идеальное состояние. Никогда мой велик не был таким чистым и отлаженным! Нам оставалось только пообедать, прогуляться по новому городку и записаться в очередь на массаж. Ужин на 20 человек тоже заранее заказан и накрыт в близлежащем ресторане. Фантастика! Я чувствовал себя не то профессиональным гонщиком, задача которого крутить и ни о чем не думать, не то ребенком в детском саду, заботливые родители которого обо всем подумали заранее. Неудивительно, что каждый год ждешь этой уже традиционной поездки! Конечно такая четкая организация требует подготовительной работы, которая занимает месяцы тщательного планирования. Огромное спасибо лидеру команды Алексею Панферову за наше счастливое детство на Haute Route!
Обед накрыт! Я не буду вдаваться в детали каждого этапа, но в целом гонка в Пиренеях показалась мне тяжелой. Может быть, потому что за год уже позабылись страдания в Доломитах, может, потому что после 2-х предыдущих недельных гонок появилась уверенность в финише и отпала психологическая необходимость беречь силы. А может, потому что организаторы постарались оправдать свой маркетинг как одной из самых сложных многодневок в мире. Особенно отметился первый день. Набор 4000 м. Без какой-либо плавной вкатки пелетон рванул по холмам. В велогонке в отличии от триатлона можно и нужно драфтить за впереди идущим велосипедистом. Все стараются усидеть в пачке, чтобы не остаться один на один с равниной и ветром. Сильные пытаются ускориться в подъемы, чтобы сбросить с колеса более слабых, которые катят по равнине за ними “на халяву”. В этот момент план по мощности и здравый смысл уступают месту азарту и адреналину. 300-400 ватт на подъеме? Ничего! Отдохнем на спуске! Почему же спуск такой короткий?! И так раз 100 за первые 70 км. Когда мы добрались до первой горы, я был уже готов. А заключительный подъем я еле заполз, местами предательски переходя на змейку. К вечеру я приуныл, но отличный массаж прекрасно меня восстановил, и на следующий день я снова ехал огурцом!
Тяжело! В этот раз нам очень повезло с погодой. Было нехолодно. В позапрошлом году в Альпах и в прошлом году в Доломитах мы страшно мерзли на спусках. Так как на велосипеде я вообще никогда не замерзал. Это связано с тем, что на спуске ты сидишь неподвижно, и холодный ветер на скорости 40-60 км/ч превращает тебя в ледяную мумию. Особенно когда едешь сквозь дождь и туман. Понимаешь, что выражение “стучать зубами” – это не фигура речи. А креатив гонщиков в борьбе за выживание не знает границ. Особенно мне нравились ребята с ног до головы обмотанные пищевой пленкой как колбаса в холодильнике. Пиренеи не такие красивые как Альпы, но более низкие и поэтому более теплые.
Хорошо, когда тепло на спуске!
В начале этапа можно поработать командой
Два веселых гуся Помимо удовольствия проехать неделю с друзьями по красивейшим местам без забот и хлопот, Haute Route для меня – это отличный способ подготовиться к беговому ультра-трейлу. Это ежедневные тренировки по 6-8 часов без ударной нагрузки, которую получаешь на беге. В прошлом году это пригодилось нам с Даней Бронштейном на 8-дневном Transalpine Run через неделю после финиша Haute Route Доломиты. А в этом году также ровно через неделю после Пиренеев мне предстояло взять реванш за DNF в Австрии на забеге ССС вокруг Монтблана. CCC UTMB (Courmayeur-Champex-Chamonix Ultra Trail du Montblanc) Маршрут ССС – полукруг длиной около 100 км с набором около 6000 м. 1900 участников. Это часть знаменитого ультра-трейла UTMB вокруг Монтблана длиной 170 км. Для участия в ССС требуется 3 очка, которые я заработал в прошлом году на Transalpine Run. Сам ССС в свою очередь тоже дает 3 очка для UTMB. После DNF в Hochkoenigman в Австрии у меня не было никаких иллюзий относительно сложности 100-километрового забега по горам. Я отметил для себя 3 ключевые вещи помимо тренировок: фонарь должен быть мощным и работать не менее 8 часов подряд, пульс - не выше 140, нужно превентивно заклеивать ступни пластырем от натирания, а также останавливаться каждые 3-4 часа, чтобы его переклеивать. Забегая вперед, скажу что это сработало, и я успешно финишировал за 19 часов 26 минут. Единственное, что я поленился делать регулярно – это переклеивать пластыри на пальцах, за что поплатился неприятными мозолями. Этого можно было избежать. Но мой “авось” так просто не сдается!
Полная луна Об этой гонке приятно вспоминать: самое главное – я справился и реабилитировал себя в своих глазах после DNF, а также отличная солнечная погода, потрясающие виды на Монтблан с трех сторон, безукоризненная организация и разметка, музыка и болельщики на каждом пункте питания, разнообразная еда, включая фрукты, пасту, суп, десерты и т.д., постоянный контроль со стороны медиков и спасателей на большом количестве промежуточных пунктов. Было очень тяжело последние 4.5 часа. Заключительная гора удивила своей крутизной. И на работу неделю после я ходил в мягких тапочках. Но это часть сделки. Если бы это было легко, то зачем, собственно, это делать?
Полдень следующего дня: мы загораем, а люди все еще бегут!