Количество положительных эмоций и впечатлений сложно передать несколькими словами. Желание принять участие в Чемпионате Мира Ironman на Гавайях – это мечта каждого триатлета, который целеустремленно тренируется и участвует в отборочных стартах. Мечта начинается сбываться, только когда ты занимаешь призовое место на одном из отборочных этапов и получаешь приглашение на самый главный старт года, а может быть и всей жизни. Мне повезло, я получил приглашение благодаря лотерее, предварительно оставив заявку на официальном сайте Чемпионата Мира 2011. Ежегодно несколько десятков тысяч триатлетов – любителей участвуют в розыгрыше 200 путевок. Из общего числа лотерейных путевок 150 предназначены для спортсменов из США, а 50 – на весь оставшийся мир. Приятная новость заставила меня внести коррективки в рабочее и личное время, мотивировала на составление тренировочного плана и графика соревнований, поиск необходимой информации и литературы о триатлоне. Очень важно было заранее изучить условия и особенности старта на Гавайях. Количество испытаний, которые предстояло преодолеть на «Большом Острове» значительным образом отличалось от того, с чем мы сталкиваемся на стартах серии Ironman в Европе. Основной сложностью для меня была акклиматизация, с которой я постарался справиться в течение одной недели. Для сравнения, профессиональные атлеты, стремящиеся к призовым местам, тратят на акклиматизацию не менее одного месяца. Моя неделя до старта была распланирована заранее и представляла собой график тренировок по плаванию, вело и бегу, и проходила на трассах будущего состязания. Подъем в 04:00 по местному времени (-14 часов разница с Москвой), рабочие дела до первой тренировки; В 06:00 плавание в Тихом океане (3 – 4 км каждое утро);
0:00 велотренировка (50 – 60 км);
В 15:00 бег в легком темпе (5 – 7 км); рабочие дела до ужина; отдых.
В течение всего нескольких дней мне удалось встретиться и пообщаться с огромным количеством звед мирового триатлона. Здесь были все! И те, кто приехал отстаивать чемпионские титулы и те, кто претендовал на их завоевание. В частности мне довелось познакомиться с Андреасом Раэлерт (Andreas Raelert), установившим мировой рекорд, преодолев дистанцию Ironman за 7 часов 41 минуту 33 секунды.
Побеседовать с Крисом Маккормак (Chris McCormack), 2-х кратным чемпионом мира, книгу которого я успел прочитать по пути из Москвы в Лос-Анджелес.
Крис очень обрадовался, когда узнал, что его автобиография теперь выпущена на русском языке. Он с удовольствием подписал книгу и сделал персональный автограф Михаилу Иванову, одному из основателей издательского дома Манн – Иванов – Фербер.
Незабываем оказалось знакомство с Крейг Александр (Craig Alexander), теперь уже 3-х кратным чемпионом мира Ironman!
В беседе с 6-ти кратным чемпионом мира Марком Аллен (Mark Allen), он поделился положительными воспоминаниями от посещения Санкт-Петербурга несколько лет назад.
Реальные встречи с живыми легендами Ironman - триатлона крайней степени сложности – лучшая мотивация продолжать тренироваться, участвовать в соревнованиях и быть частью истории Ironman, которую мы создаем! Стоить отметить работу организаторов Чемпионата Мира до старта, во время и после проведения. За несколько недель на всех трассах были выставлены необходимые предупреждающие знаки, ограничено движение автомобилей, созданы пункты питания (!), проведены тренировочные мастер-классы с профессиональными спортсменами, организована продажа необходимого спортивного оборудования, технический сервис и так далее. Все было продумано до мелочей, от чего складывалось ощущение, что весь остров живет ожиданием предстоящего события мирового масштаба. Было привлечено более 5,000 добровольцев для оказания помощи спортсменам! Главный день начался рано. В 04:30 необходимо было нанести стартовый номер на плечи, пройти взвешивание и зарегистрировать электронный чип, внести необходимое питание в транзитную зону №1, проверить техническое состояние велосипеда, подготовиться к плаванию и покинуть специальную территорию до 06:00.
Старт профессиональных спортсменов состоялся в 06:30. Участников возрастных групп – в 07:00. Все сопровождалось большим количеством журналистов, фотографов, представителей телевидения. Трансляция велась в режиме реального времени в интернете, а также телекомпанией NBC. В воздухе баражировали вертолеты, а в воде находились лодки со спасателями и судьи.
Плавание в Тихом океане прошло без особых сложностей. Я старался держаться группы пловцов, которые задавали темп. Дистанция 3.86 км включала один поворот на расстоянии 1.93 км от берега. Еще на тренировках я заметил, что на обратную дорогу приходится тратить больше времени. Примерно по одной дополнительной минуте на дистанцию 500 метров. Это связано с волнами и подводным течением, которое относит от береговой линии в открытое море. Учитывая этот факт, я старался «перекладываться» от одной сильной группы пловцов к другой и все время ориентироваться на разделительные буи, которые определяли обратную дорогу на берег.
Т1 прошел довольно быстро за счет того, что я не стал тратить время на переодевание и заранее закрепил велоботинки на велосипеде. Велоэтап представлял собой один круг 180.2 км. Дистанция проходила вдоль западного побережья острова, через поля лавы и сопровождалась встречными и боковыми ветрами. На отдельных участках порывы были настолько сильными, что приходилось удерживать равновесие, хватаясь за широкую часть руля. Настоящим испытанием оказался подъем 4.5 км на вершину Хави (Hawi). Прежде чем достичь точки разворота пришлось побороться с сильнейшим лобовым ветром, скорость которого достигала 45 км / час.
Здесь мне очень помогли рекомендации Криса Маккормак (Chris McCormack), изложенные в книге «Я здесь чтобы победить» (“I’m Here to WIN”). Он предлагал своим «союзникам» по велогонке атаковать на ветреном участке, чтобы обессилить соперников перед марафоном. Я последовал его советам и, стиснув зубы отработал этот участок лежа на рулевых выносах и сокращая сопротивление ветра. Я знал, что за счет своего большого веса смогу развить максимальную скорость на спуске, раскрутить ноги и восстановить мышцы. Избранная тактика позволила мне обойти на данном подъеме более 50 спортсменов. На обратном пути заработал «желтую» карточку и минуту отдыха в штрафной палатке за то, что задержался на левой стороне дороги во время обгона. Надо заметить, что маршалы работали очень четко и предельно жестко. Оштрафованные участники исчислялись десятками. Безупречный контроль на трассе позволил избежать серьезных происшествий. Палящее солнце, отсутствие тени, температура свыше +35 С, влажность 86% - при таких экстремальных нагрузках и климатических условиях самочувствие спортсменов сложно предсказать. Не смотря на штраф и прочие испытания, мне удалось уложиться в поставленную цель – финишировать велоэтап менее 5 часов 30 минут. Т2 также прошел довольно быстро. Волонтеры забирали велосипед перед входом в транзитную зону и сразу сопровождали в палатку для переодевания. Пока я приводил свои мысли и чувства в порядок, мне помогли надеть носки, кроссовки, параллельно намазали солнцезащитным кремом и накрыли плечи влажными ледяными полотенцами. По два волонтера на каждого участника! Марафон начался резко. Сразу после выхода из Т2 я уперся в подъем остановивший многих участников. Люди шли пешком опираясь на бедра. Я продолжал бег, используя лыжную технику – бег с прямолинейным движением бедер и плавной постановкой ног. Начало изнурительного бега длиной 42.2 км в разгар солнцестояния было многообещающим. Температура воздуха превысила отметку +40 С. Настоящее испытание для атлета весом 95 кг.
Я понимал, что мне будет сложно и решил действовать, используя рекомендации Джо Фрил (Joe Friel) и Криса Маккормак (Chris McCormack). Во время бега все крупные спортсмены должны максимально заботиться о своевременном охлаждении головы и тела, пить воду / колу и внимательно прислушиваться к своему организму. Я бежал в кепке – козырьке, заранее рассчитал количество соляных таблеток, выставил 15-ти минутный таймер, активировал датчик бега и стал следить за пульсом. Я планировал бежать в темпе 5 минут 30 секунд / км, пульс не выше 155 ударов в минуту, каждые 10 км принимать питательный гель и 4 соляных капсулы, каждые 15 минут воду, колу и лед. Многие из тех, кого я обогнал на велоэтапе, постепенно начали обходить меня на марафоне. Я продолжал бег в рамках своего плана и не отвлекался на происходящее по сторонам. Замедлял бег и переходил на быстрый шаг только при прохождении питательных пунктов. На шоссе Queen Ka’ahumanu было много спортсменов решивших сойти с дистанции. Одни обессилевшие сидели на раскаленном асфальте и ждали медицинской помощи, другие уже садились в машины маршалов в районах питательных пунктов и направлялись обратно в город.
Мне очень важно было контролировать происходящее и оставаться в ясном рассудке. После прохождения отметки 20 миль (32 км) увеличил темп до 4 минут 30 секунд / км. Я чувствовал себя уставшим, но способным финишировать, сохраняя быстрый темп. На последних 2 км темп возрос до 3 минут 45 секунд / км. Сложно передать свои ощущения, когда вбегаешь в город и продолжаешь стремиться к финишу под аплодисменты и крики болельщиков. За 500 метров мне передали российский флаг, я ускорился, обогнал обессилевшую участницу и влетел в финишные ворота. Гонка закончена! Все! Тебя показывают на огромных плазменных экранах. Ведущий объявляет имя, фамилию, страну, результат и громогласно произносит: «You are an IRONMAN!» Эмоции переполняют! Я постепенно начинал чувствовать, как подкашиваются ноги. Медики подхватили в нужный момент и сопровождали до входа в специальную зону восстановления... Я устал, но безумно рад, что справился со всеми испытаниями, страданиями и смог преодолеть непростую дистанцию на главном событии года, а может быть и всей жизни – родине Ironman, Чемпионате мира 2011 на Гавайях!
Спасибо моей семье, тренерам, коллегам по работе и друзьями за поддержку и укрепление веры в себя, и свои возможности! Результаты: Плавание: 1:19:25 (план 1:30) Велогонка: 5:24:53 (план 5:30) Марафон: 4:12:45 (план 4:00) Т1 2:36, Т2 3:30. Итоговое время с двумя транзитными зонами: 11:03:06 Израсходованных калорий: 10,066. Средний пульс: 136 Максимальный пульс: 191 Максимальная скорость на велосипеде: 84 км / час Максимальный темп на беге: 3 минуты 45 секунд / км