- Блоги
- 13 декабря 2017
ДНК-диета – новый тренд в питании?

Генетические исследования показывают, что разные люди по-разному реагируют на определенные продукты. Являются ли диеты, основанные на ДНК следующим большим прорывом в спортивных диетах? Попросите совета для диеты, например, на Facebook, и вы получите множество разных ответов. Растительные! Палео! Все, но в меру! Впервые в истории социальных сетей выяснилось, что каждый может быть прав. Старое диетическое клише о количестве съеденных и сожженных калорий заменяется новым: делайте то, что работает для вас. Персонализированные диеты, основанные на идее «nutrigenomics» (если дословно, то “нутригенетика” от слов нутриенты и генетика) или исследовании того, как различные продукты влияют на реакцию генов, начинают притягивать внимание ученых, спортсменов и диетологов. Но, хотя, есть очевидные доказательства того, что вариации в генах вызывают различные реакции на толерантность к продуктам – лактозу, например. Это результат крошечной корректировки в едином блоке ДНК, который позволяет некоторым людям потреблять молоко не только в грудном возрасте. Персональные диеты все еще разрабатываются. «В то время, как во многих исследованиях с наблюдением были выявлены взаимодействия между диетой и генным здоровьем, в немногих исследованиях эффективно используется этот тип информации для фактического развития персонализированных диет», – говорит Патрик Уилсон, доктор философии, доктор медицинских наук, доцент в Университете Старого Доминиона Движений человека (Old Dominion University’s Human Movement Sciences). Кроме того, «только потому, что кто-то получает индивидуальный рецепт диеты на основе генов или других факторов, совсем не означает, что они действительно будут следовать этой диете», – говорит он. Исследование 2016 года, опубликованное в Международном журнале эпидемиологии, показало, что так и есть. Люди, получившие рекомендации по “генетической” диете, не особо и следовали ей, как, впрочем, и те люди, которые получили рекомендации по более традиционным видам диет. Но есть свидетельства того, что генетические различия имеют значение при выборе диет, особенно для спортсменов. Например, «некоторые исследования показывают, что генотип человека частично диктует, будут ли они благоприятно реагировать на потребление кофеина», – говорит Уилсон. Он указывает на исследование 2015 года, опубликованное в скандинавском журнале «Медицина и наука в спорте», которое выявило разные результаты усваиваемости кофеина во время тестовой “разделки” в зависимости от одного гена CYP1A2. Одна группа показывала лучшие результаты при полоскании во рту, а затем глотанием кофеина. Другая группа делала лучше при мгновенном проглатывании кофеина. Поскольку ученые все еще не знают полной функциональности всех генов, которые составляют нашу ДНК, мы, вероятно, довольно далеки от знаний о всеобъемлюще-идеальной диете. Но пока мы ждем, многие спортсмены решили попытаться «взломать код» и выяснить то, что нужно конкретно их телам самостоятельно. Именно поэтому Стиви Смит, триатлет и зарегистрированный диетолог, попробовала Inside Tracker – сервис, измеряющий показатели крови для последующей оптимизации производительности организма. Inside Tracker скоро добавит генетический компонент в свою тестовую службу, но даже без этого Смит говорит, что сравнение ее биомаркеров с биомаркерами её матери, которая участвует в коротких триатлонных гонках, было хорошим напоминанием о том, как сильно отличаются потребности двух разных спортсменов. «Самый большой контраст биомаркеров у нас был в тех показателях, которые указывают на воспаление в организме, и тех, которые отвечают за объемы и интенсивность тренировок», – говорит она. Смит и ее мама имеют достаточно много общего ДНК, но из-за того, что они тренируются совершенно по-разному, у них такие разные показатели. Вывод? Диетические тренды приходят и уходят, многие остаются, и каждый человек вынужден фактически заново изобретать диету для себя самого. В то время, как некоторые получают хороший импульс от кофеина, другие могут выполнять самые быстрые повторы, наслаждаясь взрывной силой, которая появилась у них после отказа от лактозы. История диетических трендов за последние 200 лет: 1820: Уксус и вода Виноват британский знаменитый лорд Байрон за популяризацию картофеля, пропитанного уксусом 1830: Диета Грэма Цельные зерна занимают центральное место диеты 1863: Диета с пониженным содержанием углеводов от Бантинга Одна из первых попыток осознанно снизить потребление углеводов 1903: Fletcherizing (в честь американского диетолога Горация Флетчера) По существу: пережевывайте пищу 32 раза перед глотанием, ешьте только тогда, когда голодны, и экономьте деньги, потребляя меньше. 1917: Подсчет калорий Считать калории вдохновила в свое время книга-бестселлер Diet and Health: With Key to the Calories 1928: Инуитовая мясная и жирная диета Диета, вдохновленная эскимосами, которые сильно ограничены в потреблении растительной пищи 1930: Сенная диета Первая диета, основанная на рН-кислотности продуктов 1930 год: помощь доктора Столла Первая диета с жидкими белками 1950: Голливудская диета Грейпфрут или его сок с каждым приемом пищи 1994: Диета Аткинса Современная диета с высоким содержанием белка 1999: Очищение соком При помощи натуральных соков организм очищается от токсинов естественным образом самостоятельно 2000: Сырые продукты Сырые, необработанные 2002: Диета Палео Д-р Лорен Кордайн публикует свои работы по теме низкоуглеводной и высокобелковой диете 2016: Кетодиета Больше жиров при низком уровне углеводов 2020: ДНК-диеты Грядет персонифицированная революция?
