Для записи второй части интервью мы переместились на новое место, и постаралась вместе найти вопрос на ответ: «Каким должен быть профессиональный тренер спортсмена-любителя». Получилось ли у нас найти единственно правильный ответ? Решать вам. Хорошего чтения.
Некоторые факты о Константине Железове:
- Мастер спорта Украины по легкой атлетике, чемпион Украины по марафону и победитель Кубка мира по ультрамарафону;
- Тренер, специализация: марафоны, ультрамарафоны (трейл, шоссе);
- Финишер более 10 ультрамарафонов и более 80 марафонов;
- Инициатор и организатор ежегодной серии пробегов Гран-при «Киевская Русь»;
- Президент и идейный вдохновитель Марафонклуба «Киев 42195», с момента основания клуба в 2004 году;
- Альпинист. Более десяти вершин, включая гору Чо-Ойю (8201м);
- Воспитанник заслуженного тренера Украины Гайдая Петра Захаровича.
Первую часть читайте здесь Константин ЖЕЛЕЗОВ: «К своему первому марафону я готовился семь лет»
Выносливость нужна во всем. В бизнесе, в семейных отношениях, да и в сексе чего уж скрывать, она пригодится
— Мы затронули альтернативные применения выносливости, давай поговорим про триатлон. Каково твое отношение к триатлону? Есть ли собственный опыт в триатлоне? — К триатлетам у меня хорошее отношение. У меня есть серьезный товарищ Андрей Ястребов. С ним я знаком более 25 лет и наши отношения за это время не поменялись. Он был и продолжает оставаться сильным атлетом и физически и морально. Он также, как и я, возрастной спортсмен, но мы продолжаем держать себя в отличной в форме. ) Стоит отметить, что благодаря таким людям как Андрей Ястребов и Евгений Панов сейчас триатлон в Украине стал популярным.
— Отойдем от персоналий. Расскажи про подход? Когда, по твоим наблюдениям, человек начинает присматриваться к альтернативным дисциплинам? — Человек должен понять, что ему нравится и этим заниматься. Нужно учиться бегать, ставить перед собой определенные задачи и добиваться их выполнения. А может потом уже пробовать триатлон, если есть на это средства.
Мастер спорта в марафоне по любителям — это результат из 3-х часов. Это результат, на который ты потратил время. Попахал, упёрся, прошел определенный цикл. Результат, дающий тебе понять, кто ты вообще по жизни
— Для кого-то «определенные задачи» это Marathon Majors Six , для кого-то выбежать марафон из трех часов. Что ты вкладываешь в это понятие? — Совершенно верно. Каждому свое. Цель пробежать все марафоны «большой шестерки» для меня смешна. Нужно поставить себе более серьезные задачи. Минимум 3 часа разменять, если ты занялся марафоном. Бытует такое мнение, что мастер спорта в марафоне по любителям — это результат из 3-х часов. Это результат, на которое ты потратил время. Попахал, упёрся, прошел определенные цикл. Результат, дающий тебе понять, кто ты вообще по жизни. Чтобы пробежать первый марафон, надо сначала создать хорошую беговую базу, это около двух лет минимум, потом 3-4 месяца целенаправленно готовится к старту. Выбежать из 3-х часов нахрапом не получится. Тут даже хорошие гены не помогут.
— И все же, вернемся к триатлону. Расскажи, про свой опыт? Каково твое текущее отношение к триатлону? — Триатлон мне нравится, но больше, конечно, дуатлон. Сказывается увлечение велосипедом в молодости.
Спорт — это реальная жизнь, в нем ты должен пройти все этапы, а не стремится за год стать Стивом Джобсом
Триатлон я пробовал в начале 90-х. Тогда он только начал культивироваться в нашей стране. Я купил крутой велосипед на то время — харьковский спецзаказ. ) При союзе, он назывался «Чемпион шоссе», потом «Велосупер».
Но в струю я так и не попал. В Киеве не было ни школ, ни тренеров по триатлону. Успел поучаствовать на двух ЧУ по триатлону на Олимпийской дистанции. Один запомнился очень веселым. В конце мая на Святошинских озерах я чуть не утонул, так как плыл в плавках и замерз. Выплыл полностью «пустой», сел на вел и сразу упал, так как руки как «плёточки» не могли держать руль. ) Весь ободранный и в крови, прибежал на финиш за 2:20, не быстро конечно, зато на видео снимали часто! ) А на единственном своем дуатлоне, ЧУ Украины в Севастополе, очень сильно напугал триатлетов, так как на первом беговом этапе 5 км, «привез» спортсмену, который бежал на второй позиции, больше 2-х минут.
— Какое место в твоей жизни занимает спорт сейчас? — Вся моя профессиональная жизнь в спорте. Тренируюсь, выступаю на ЧМ по ультра-марафону, организовываю беговые ивенты, тренирую любителей бега.
— Как тренер, какую базовую последовательность шагов в подготовке к ультрамарафону ты бы предложил тем атлетам, которые уже преодолевали классический марафон? — Нужно сначала понять, с какими целями этот спортсмен хочет уйти в ультра. Если он говорит себе, что марафоны будут у него в качестве тренировочных объемов, а основные старты будут ультратрейлы и шоссейные ультрамарафоны — это одно. Если он хочет ультрамарафоны только попробовать, при этом продолжать бегать и совершенствоваться в марафонах — тут будут другие советы.
Бег вниз — очень травмоопасен для спортсменов, которые без специальной подготовки пытаются бежать трейлы и горные марафоны.
Во втором случае, я бы посоветовал не частить с ультрамарафонами, бегать их не более 1-2 в году. Что касается серьезной подготовки к ультрамарафону, то невзирая на то, что Чемпионаты мира по ультрамарафону проводятся около 30 лет, одного устаканенного метода подготовки к ним нет. Есть несколько вариантов. Первый — конкретно ультрамарафонская подготовка. Второй больше от марафонской идет. Третий построен на частом участии в марафонах, как подводка к ультрамарафону. У меня за спиной 20 ультрамарафонов и 6 лет в этой ультратусовке. Так что, опираясь на свой опыт, я бы посоветовал первый вариант при условии, что спортсмен хочет подготовиться на максимальный свой результат на дистанции 100 км.
А ультратрейлы — это вообще тяжелая специфика. Понятно, что там нужна ультрамарафонская подготовка, потому что они начинаются только со второй категории (от 42 км). Если перепад высоты 2000-3000 м, то на трассе находишься до 5 часов, а это уже чистый ультрамарафон. Значит и подготовка должна быть ульрамарафонская. Многие трейлы проводятся в красивых горных местностях. В Европе это зачастую Альпы, а там, как мы знаем, бывают очень большие перепады высот. Готовиться к таким соревнованиям в Киеве практически невозможно.
— Существует мнение о том что, чтобы хорошо бегать горы, нужно жить в горах. Ты согласен с этим утверждением?
К высоте всегда нужно акклиматизироваться. Экспедиция на Эверест длится от 60 до 70 дней не от того, что на вершину так долго идти.
— Однозначно. К примеру, к бегу вверх мы относительно привыкли: иногда домой поднимаемся по ступенькам или упражнения делаем на эти группы мышц, поэтому можно сказать, что они у нас более-менее прокачаны. ) А самое главное это то, что при беге вверх нет такой ударной нагрузки на мышцы и суставы, как при беге вниз. Бег вниз — очень травмоопасен для спортсменов, которые без специальной подготовки пытаются бежать трейлы и горные марафоны.
— Как в этом вопросе может помочь правильная акклиматизация? — Это все зависит от высоты на которой находится трасса трейла. Если максимально высокая точка трассы не выше 2000 м.н.у.м., то акклиматизация практически не нужна, хотя и желательна. Но уж если вы по трассе выбегаете выше 2000 м или не дай Бог выше 3000 м, то акклиматизация обязательна. Хотя бы 5-7 дней. К высоте всегда нужно акклиматизироваться. Экспедиция на Эверест длится от 60 до 70 дней не от того, что на вершину так долго идти. Нет, это столько нужно дней на акклиматизацию организма к таким фантастическим высотам.
— Сейчас многие тренируют. Каждый по-своему. На твой взгляд, каким должен быть тренер и какого подхода к тренировочному процессу придерживаться? — В советские времена тренера могли иметь пивные животики. Сейчас молодежь в бега приходит иногда из фитнес клубов, где принято чтобы тренер выглядел так, чтобы на него равнялись. Но в легкой атлетике главное, чтобы тренер ученика вывел на высокий уровень, так как самому в 50 или 60 уже тяжело бежать из 2:20 марафон. А вообще нам всем надо выглядеть здоровыми и спортивными! )
Я получил опыт советской, постсоветской школы, изучил современные направления в тренировочном процессе. Тренировался с разными плеядами спортсменов. У нас на сборах были знаменитые тренеры, спортсмены, по вечерам проходили встречи с дискуссиями. Можно было реальным «монстрам» легкой атлетики задавать свои вопросы, а потом с открытым ртом их слушать. Сейчас, конечно, все поменялось и какой-то менеджер из магазина будет учить тебя как правильно бегать. Причем, это обязательно должен быть чираниннг и кроссовки с рельсами на подошве.
Некоторые профессионалы не любят бег. Просто для них это работа, где они зарабатывают деньги!
Я 30 лет занимаюсь легкой атлетикой. И на протяжении многих лет считал тренерскую работу неблагодарной. Подготовка профессионального атлета подразумевает десятилетний кропотливый труд так как ставишь окончательную цель — выигрыш Олимпиады!
— Т.е. не просто заработать деньги на стартах, а выиграть олимпиаду? — Конечно. А подготовка к Олимпиаде профессионального атлета — это длительный процесс. В какой-то момент происходит разрыв и спортсмен уходит. Иногда он думает: «Перейду к другому тренеру и сразу „выстрелю“». Да и переманивания бывают. Иногда спортсмен не выдерживает и решает уйти на беговые заработки, таких мне не интересно тренировать. Твёрдо решил, с профиками не работать. В принципе, так оно и есть — работаю только с любителями.
У марафонцев не принято говорить секунды, у ультрамарафонцев не принято говорить и минуты
Работа с любителями мне доставляет огромное удовольствие. С ними я осознал, что тренером быть неплохо. ) Их жизненный график не позволяет 100% своего времени тратить на бег, поэтому они ставят перед собой реальные цели, к которым идти быстрее. А самое главное, любитель с первых шагов занятия бегом радуется каждому своему успеху! Зачастую, некоторые профессионалы не любят бег. Просто для них это работа, где они зарабатывают деньги.
— Твои тренерские принципы понятны. Давай разберем ученика. На твой взгляд, какими навыками должен обладать спортсмен, чтобы тренерское сопровождение привело его к нужным спортивным результатам? — В первую очередь у человека должна быть системность. Строя какие-то планы на неделю, месяц или год, он сам должен понимать чего хочет достичь, каких результатов на промежуточных этапах и т.д. Системным спортсмена делает сильный характер и сила воли. Соответственно, необходимо с самого начала работать, сделать это своим образом жизни, быть с тренером одной командой. Плюс, поставить для себя прогресс как цель. Чтобы не просто выйти на какой-то уровень, а потом собирать марафоны. С собирателями марафонов работать не интересно.
— Сколько времени на работу со спортсменом должно затрачиваться, чтобы был результат? Как должно строиться взаимодействия тренер-ученик? — Сейчас жизнь настолько скоротечна, что у людей даже нет одного часа приехать на стадион на тренировку. А есть такие города как Москва, где в пробках за час ты вообще никуда не доедешь. Люди часто тренируются возле дома или возле офиса. Поэтому сейчас всё более востребованной становится удаленная работа с тренером. Который пишет план в Интернете, а ученик отчитывается, пишет свой пульс самочувствие, время. Но этого недостаточно для результативной работы. Спортсмена нужно видеть, его нужно пощупать, особенно на первых этапах. Совместные тренировки необходимы, раз в две недели желательно встречаться, чтобы спортсмен делал беговую работу (тренировка с определенным анаэробным объемом) под присмотром. Так же тренер должен показать ему развивающие и специальные беговые упражнения, на постановку техники. Плюс, еще неплохо бы в течении года провести один совместный сбор. Спортсмен-любитель под контролем тренера должен провести хотя бы неделю. Две недели сейчас не многие себе могут позволить.
Тем не менее, даже не имея этого можно работать и марафонцы-любители могут выбегать из 3-х часов без какого-то визуального контакта с тренером.
— Сейчас есть тенденция стремления к быстрым результатам? От каких опасных шагов ты готов предостеречь людей, который стремятся ей следовать? — Наверное, я сам себе делаю определенную антирекламу, когда напрямую говорю спортсменам, что чуда не бывает. ) И таким образом отодвигаю их цели и планы, на дальние рубежи. Они расстраиваются и говорят: «Не, не, это не специалист. Мы пойдем к другому и тот нас за 10 дней подготовит к марафону. А Железов какой-то шайтан, хочет работать с нами и зарабатывать на нас вечно».
Хотите чтобы смертей было больше? В 2015 году на полумарафонах их было две. Поэтому я людей предостерегаю. Они думают, что это очень легко. Они смотрят селфи в фейсбуке, где все радостно скачут на каком-то километре. На самом же деле ко всему нужно относиться серьезно и системно. Спорт — это реальная жизнь, в нем ты должен пройти все этапы, а не стремиться за год стать Стивом Джобсом. Это нереально. Можно бежать марафон медленно, но зачем? Все равно будет мучение. Для чего себя так истязать и потом год с отвращением смотреть на кроссовки?
100 км за 8 часов бежать тяжелее чем за 6 (у марафонцев не принято говорить секунды, а у ультрамарафонцев минуты). Ты на 2 часа дольше находишься на трассе. Зачем неподготовленным выходить на старт? Чтобы быстрее насобирать большое количество марафонов? Но и тут лучшим быть не получится. У меня есть знакомый словак, который в год пробегает их по 200, и обогнать его в этом будет тяжело. )
Читать полную версию интервью с Константином Железовым
.